Обосновавшись в Триполи, повстанцы первым делом начали осваиваться в домах, принадлежащих Каддафи и его семье. И судя по информации о массовых отравлениях, уже добрались до мини-бара полковника. Кроме этого, ливийский народ живо интересуется автомобилями.
Например, после экскурсии на виллу, принадлежащую сыну Каддафи Саади, новых владельцев нашли Lamborghini, BMW, Audi и некий "универсал" Toyota, сообщает Time.А из резиденции самого Муаммара Каддафи повстанцы выкатили… электрический Fiat 500. Уникальный автомобиль был заказан у кузовного ателье Castagna Milano, по одним данным, самим полковником, а по другим — был подарком его близких.
Хотя заказ пришел через посредника, владельца было не трудно угадать.Во-первых, автомобиль должен был быть окрашен в цвет знамени Ливийской Джамахирии, то есть в зеленый.Во-вторых, вместо привычного шильдика на капоте изображался черный африканский континент с зеленой Ливией, выполненной из малахита. Fiat 500 лишился дверей и крыши, а дверные проемы были отделаны деревом.Слева на передней стойке кузова изображался портрет "Льва Пустыни" Омара Мухтара. Кстати, этого национального ливийского героя казнили в 1931 году итальянские захватчики. Так что у Каддафи, заказавшего у итальянцев автомобиль в честь Омара Мухтара, очень своеобразное чувство юмора.Эксклюзивный "Чинквеченто" стоимостью 100 000 евро способен проехать на одной зарядке 260 км. И благодаря 34-киловаттному мотору способен разогнаться до 160 км/ч. Зарядка батарей занимала около 10 минут.
Уже один этот электрический Fiat плохо соответствует образу тирана. И любители теории заговора решат, что на самом деле это рекламная кампания Fiat 500 и что автомобиль был доставлен в Ливию итальянским спецназом.Однако повстанцы утверждают, что захватили целый парк электромобилей, принадлежащий полковнику. Что доказывает и знаменитое выступление Каддафи под зонтом. На видеозаписи видно, что он сидит в электрическом гольф-карте. Позже этот электромобиль был захвачен повстанцами.Увлечение главы нефтяного государства электромобилями само по себе удивительно. А воображение рисует гараж Каддафи как пещеру Аладдина, доверху наполненную сокровищами из Штутгарта, Мюнхена, Крю и Модены.Вообще, об автомобилях полковника известно немного. В Национальном музее Триполи до недавнего времени выставлялся голубой Volkswagen Beetle, когда-то принадлежавший Муаммару Каддафи.
Кроме того, известно, что в гараже лидера Ливийской Джамахирии одно время был автомобиль IKA Torino. Эти среднеразмерные седаны и купе выпускались в Аргентине на заводе IKA (Industrias Kaiser Argentina). Предприятие было построено американским автопроизводителем Kaiser Jeep. А потом перешло в совместное пользование Renault и American Motors.Модель Torino (1966-1982), построенная на платформе Rambler American, позиционировалась как люксовый автомобиль. Над дизайном машины начинал работать Ричард Тиг, а заканчивало ателье Pininfarina.На эмблеме IKA Torino изображался герб Турина — вставший на дыбы бык. Кроме Каддафи, такими автомобилями владели Брежнев и Фидель Кастро.Что касается Fiat, то Каддафи крайне интересовался этим производителем. И к 1986 году через ливийский инвестиционный фонд Lafico он приобрел 14% акций компании. Однако взрыв самолета над Локерби и последующие за этим санкции против Ливии вынудили Lafico продать свою долю в Fiat. После отмены санкций фонд снова смог приобрести фиатовские акции, но всего 2%.А в честь сорокалетия ливийской революции в 2009 году Каддафи представил первый в мире ливийский автомобиль — Saroukh el-Jamahiriya (Ракета Джамахирии).Разработку этой необычной машины доверили итальянской инжиниринговой конторе Tesco TS, участвовавшей, кстати, в создании Lamborghini Murcielago. Каддафи, заплатив два миллиона евро за проект, активно участвовал в создании ливийской "ракеты".В итоге получился странный автомобиль с заостренными носом и кормой. По мнению полковника, такие обводы делали машину самой безопасной в мире. Ведь ливийцы ездят как попало и в стране высокий процент смертей в ДТП.Салон Saroukh el-Jamahiriya автомобилей отделывался вставками из местного мрамора, а под капотом стоял мотор V6. Но производство машин так и не стартовало.
Читайте также
Сейчас же самый востребованный вид транспорта в Ливии — пикап. Mitsubishi L200, ZX Grand Tiger или любой другой. И обязательно с ливийским тюнингом — с пулеметом, пушкой или реактивной установкой, например, направляющей от установки "Град" в кузове.На импровизированные тачанки пересели и повстанцы, и правительственные войска. Они просты в производстве и мобильны. Причем вооружение не имеет никаких прицельных приспособлений — целиться ливийцы не любят.Фото: АР