Nissan Leaf
Фото:
Nissan Leaf

У Nissan Motor довольно долго делали вид, будто успехи тойотовских и хондовских гибридных моделей их нисколько не заботят. А сами тем временем, как теперь стало ясно, без лишнего шума готовили достойный ответ на вызов конкурентов. Причем ответ асимметричный – типа ''перегнать, не догоняя''.

В серию скоро пойдет легковушка под значащим названием Leaf – зеленый лист дерева. Без гибридного силового агрегата (бензин- или дизель-электрического). Бери выше: новая модель Nissan вообще обходится без двигателя внутреннего сгорания. Leaf ездит на электротяге – от аккумуляторов.

Уже вовсю ездит, и европейские автообозреватели получили возможность покататься за рулем перспективного электромобиля. Интересно, что они скажут по поводу смелой заявки Nissan Motor на мировое лидерство? У пионерных моделей нередко сложный характер – и судьба непростая.

 

Обманчивая внешность

На первый взгляд, Leaf не особенно ''зеленая'' легковушка. Не видно характерной для Honda Insight и Toyota Prius покатой линии крыши с обрубленной ''кормой'' (аэродинамичный Kamm-профиль). Семейный хэтчбек размерного С-класса: ''замыленный'' передок со светооптикой на диодах, довольно высокая линия крыши. Напоминает своими очертаниями (от наклона лобового стекла до своеобразного излома задней стойки) о ''переходнике'' Murano.

Сходство есть, хотя создана модель на новой платформе альянса Renault-Nissan, специально разработанной под перспективные электромобили. Передние ведущие, колесная база в 270 см – один в один с вэном Lafesta. Удлиненная база – и внутреннее пространство немаленькое. Как раз на 5-х взрослых (с багажом). И в отличие от неброской внешности Leaf, интерьер оформлен необычно и выразительно – в стиле hi-tech. Руль либо слева, либо справа; Leaf готовится к выходу на разные рынки. По центру передней панели – крупноформатный сенсорный монитор фирменной навигационно-информационной системы EV-IT. Она играет здесь особую роль: в любой момент даст знать водителю, доедет ли он – на наличном запасе электроэнергии в аккумуляторах – до пункта назначения. Или нет. Кроме того, EV-IT покажет, где находятся ближайшие электро-АЗС и как до них добраться. И не позволит посадить лодку на мель.

При всей экзотике, электро-хэтч не только экономичен и экологичен, но и практичен. У него гибко вариабельное внутреннее пространство: спинки задних сидений (раздельно) складные, и при необходимости отделение для поклажи можно намного раздвинуть. И разумеется, техника безопасности на уровне Nissan и Renault; они знают, как лучше.

 

Электроприбор

Намеренно скромный наружный облик (он сближает перспективный электромобиль с привычными легковушками) и радикальный дизайн интерьера – на контрасте. Однако главное в том, чего не увидишь глазами: новый Leaf ездит на электротяге. Электроэнергия запасается в литий-ионной тяговой батарее номинальной емкостью 24 кВт/ч. Батарея (общим весом 175 кг) набрана из 48 модулей, – что характерно, плоских, а не цилиндрических. Прямоугольные пластины размером примерно 25х30 см каждая (при толщине около 12,5 мм). Так называемые ламинатные аккумуляторы, которые особенно удобно размещать на автомобильном шасси. Внизу, под полом – для уменьшения высоты центра тяжести.

Тяговый электромотор (с главной передачей) спереди под капотом, а батарея аккумуляторов под полом.

Тяговый электромотор максимальной мощностью 80 кВт/109 л.с. (наибольший крутящий момент – 280 Нм) вращает передние колеса. Причем обходится без всякой КПП: постоянное передаточное число. При полной ''заправке'' батареи электромобиль Leaf способен пробежать до 160 км (американский испытательный цикл LA4), тогда как для зарядки аккумуляторов от 220-вольтовой электросети нужно 7-8 час. Немалое время (ночной режим), однако как сообщают от Nissan Motor, на 80% батарею можно ''заправить'' от спецразъема высокой мощности за какие-то 30 мин. Совсем другое дело.

Выходит, Leaf расходует 12-13 кВт/ч электроэнергии на 100 км пробега; едва ли не бесплатно. Однако регулярная эксплуатация таких легковушек требует развертывания сети ''точек'' для быстрой зарядки аккумуляторов. На парковках и т.д. – во всяком случае в крупных городах. Далеко не такое сложное дело, как создание сети водородных АЗС, но все же.

Ходовая у Leaf стандартная для Renault-Nissan: спереди стойки McPherson, сзади подвеска на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы; без затей. Реечный рулевой механизм работает с электросервоусилителем, тормоза ''по кругу'' дисковые. В ''штатном'' пакете ABS и другая вспомогательная электроника, без которой современные легковушки уже не обходятся.

Длина 5-дверного хэтчбека – 4445 мм, ширина – 1770, высота – 1550; колесная база – 2700 мм. Объявленная максимальная скорость Leaf – 145 км/ч – ограничена электроникой. Чтобы водитель не высадил аккумуляторы за первые же 25 мин.; ведь на скоростях электроэнергия сливается только так. А вот ''рваный'' (городской) ритм движения с невысоким средним темпом для электромобиля в самый раз; транспортное средство для мегаполиса.

 

Стелс

Первое впечатление обозревателей от близкого знакомства с предсерийным Leaf – бесшумная работа силового агрегата. Класс Nissan Motor; вообще-то тяговые электромоторы порой ощутимо завывают на оборотах. Только не здесь: ровный и энергичный разгон с места (как поезд метро) – практически без всяких посторонних звуков.

Возникает даже своего рода осложнение: бесшумный автомобиль небезопасен для рассеянных пешеходов. Привыкли, понимаешь, к характерному урчанию двигателей внутреннего сгорания, а тут ''стелс'' крадется. Тихо-тихо… Видимо, ради безопасности электромобили придется специально ''озвучивать''; технически нетрудно.

Так или иначе, до 100 км/ч Leaf ускоряется охотно и живо – как на турбо-тяге. По динамике сравнимо с хорошим 1,6-литровым 16-клапанником на бензине – в паре с удачно подобранной АКПП. По впечатлениям обозревателей (еще до замеров), скорость в 100 км/ч электромобиль набирает с места быстрее, чем за 10 сек. Причем разгон абсолютно гладкий: никаких переключений. Боковые крены при скоростном маневрировании на удивление невелики – у довольно высоко посаженной легковушки! Отмечается стабильность хэтчбека на ходу и цепкое держание дороги: сказывается невысокий центр тяжести (благодаря грамотному размещению массивных аккумуляторов).

Передняя ось у Leaf – в отличие от обычных переднеприводных легковушек – не перегружена. Поэтому электромобиль не страдает чрезмерной недостаточной поворачиваемостью, не ''тупит'' при входе в вираж. Аккуратный рулевой механизм, послушная управляемость, стабильность на траектории. А вдобавок приличная плавность хода – не хуже, чем у Nissan Note или Renault Megane. Прогресс без скидок. И если подвести баланс субъективных впечатлений, то расклад получается такой:

 

В плюсе

- бесшумная и полностью уравновешенная работа силового агрегата;

- приятный внешний дизайн и выразительное оформление интерьера;

- приличное держание дороги и управляемость.

 

В минусе

- неизбежный вопрос дальности пробега на одной зарядке электробатареи;

- зависимость цены (и доступности) электромобиля от государственных дотаций.

 

Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). У первого семейного хэтчбека на электротяге неплохой потенциал. Leaf показывает неслабые ходовые качества – при множестве интересных инноваций.

Вердикт: рекомендуется. Динамичная и бесшумная легковушка, ровная, стабильная и экономичная на ходу. В высшей степени серьезная заявка.

Как ожидается, в США за электро-Leaf запросят 28-35 тыс. долл. (еще без государственных дотаций и льгот) – на уровне хорошо упакованной легковушки C-класса. Из них тысяч 12-13 падают на литий-ионную батарею. Впрочем, со временем они станут дешевле.

Надо иметь в виду, что опыт выпуска, продаж и эксплуатации электромобиля становится общим достоянием международного альянса Renault-Nissan. И в случае успеха Leaf следует ожидать также скорого появления французской легковушки на аккумуляторах под знаком ''ромба''. Обратите внимание на прототип Fluence Z.E., показанный на IAA 2009 во Франкфурте… Здесь не одиночный лист, а целая зеленеющая ветвь. В общем, перспектива светлая.

Особое мнение. Да, при разумных ценах у такой легковушки, как Leaf, неплохие виды на успех – в странах с теплым и умеренным климатом. А в северных?

Особенно зимой: литий-ионные аккумуляторы не любят низких температур. А главное – отопление салона. Ведь при -12о C электрическая ''печка'' съест запас электроэнергии за несколько часов – безо всякой езды. Заводить отдельный отопитель на бензине?

 

Фото: Nissan

counter
Comments system Cackle