Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Автомир

А
А

"Революция" на Прибрежном шоссе: два с плюсом или два с минусом?

Футурологи подсчитали, что тель-авивцу, едущему на церемонию столетия Израиля в 2048 году, понадобится на дорогу до Иерусалима 5-6 часов. Но попытка запустить реформу, направленную на уменьшение пробок, вызвала массовые протесты. Так ли уж мы правы, возму

16.10.2019
Источник:relevant
ShutterStock

Футурологи, моделирующие будущее Израиля, не так давно подсчитали, что жителю Тель-Авива, желающему посетить церемонию празднования столетия Израиля в 2048 году, понадобится на дорогу до Иерусалима 5-6 часов. Вдохновляет, не правда ли? 4 октября началась реализация эксперимента министерства транспорта – движение по выделенной полосе "2+".

4 октября началась реализация эксперимента министерства транспорта – движение по выделенной полосе "2+". Это отнюдь не оценка по пятибалльной системе инициативы, хотя многие в своих комментариях выставили именно такой балл.

Сама суть нового правила направлена на борьбу с пробками. Именно так сформулировали ее цели в минтрансе. Действительно, с пробками что-то надо делать. И такие попытки предпринимаются во всем мире, причем повсюду, увы, без особого успеха. Что делать, если крупнейшие города мира были построены еще до создания Даймлером и Бенцем автомобиля, и даже самые вдохновенные авторы фантастики не представляли, что почти каждая семья «золотого миллиарда» будет иметь по автомобилю, а многие семьи — даже по два и больше? Строительство новых дорог и развязок не успевает за стремительным ростом благосостояния и индивидуализма граждан. Нужны креативные способы борьбы с пробками, пусть без надежды полностью их ликвидировать, но хотя бы как-то уменьшить потери и в без того короткой жизни в этих медленных пробках. Футурологи, моделирующие будущее Израиля, не так давно подсчитали, что жителю Тель-Авива, желающему посетить церемонию празднования столетия Израиля в 2048 году, понадобится на дорогу до Иерусалима 5-6 часов. Вдохновляет, не правда ли?

Фото: Scott Olson, Getty Images

Читайте также


Существует много проектов, направленных на уменьшение пробок. Например, создание хорошо функционирующей системы общественного транспорта (на нью-йоркском Манхеттене только 22 процента жителей имеют автомобили, хотя в большинстве районов США этот процент приближается к ста!).

Правда, от этого пробок на Манхеттене меньше не стало. В ряде крупнейших городов мира (например, в Лондоне) въезд в центр города ограничен и стоит весьма дорого. В Тель-Авиве сокращают число стоянок и до небес поднимают цены на стоянку, якобы с благородной целью: стимулировать израильтян не ездить в "город нон-стоп" на личном транспорте. Очевидно, их вдохновляет пример борьбы с курением путем повышения цен на табак.

И вот теперь – новый шаг. На приморском шоссе и шоссе Аялон по полосам, выделенным для общественного транспорта, могут проезжать автомобили, в которых, кроме водителя, есть, по меньшей мере, еще один пассажир. Казалось бы, это нововведение должно было пройти почти незаметно. Однако оно уже сразу вызвало взрыв страстей. Собственно, выделенные полосы для общественного транспорта существуют в Израиле давно.И, скажем, доехать из Ришон ле-Циона в Тель-Авив в часы пик на автобусе — намного быстрее, чем в личном автомобиле. В утренние часы в направлении Тель-Авива движение на одной полосе дороги 412 разрешено только общественному транспорту и личным автомобилям, в которых не менее четырех человек (4+). Такие автомобили практически на дорогах попадаются редко. На дороге Тель-Авив Иерусалим есть участки, где есть полоса 3+, и тоже это воспринимается нормально. Ведь эти полосы предусмотрены в первую очередь для общественного транспорта, а все эти 4+, 3+ — как бы для того, чтобы немного разгрузить остальные полосы, и, дополнительно, стимулировать израильтян объединяться для совместных поездок, тем самым снижая количество транспорта на дорогах.

Если вы думаете, что это израильский патент, то ошибаетесь. Почти во всех европейских странах существуют выделенные полосы для автобусов, по которым заодно разрешается проезжать личному транспорту с некоторым количеством пассажиров. Даже в России в правилах дорожного движения есть пункт о выделенной "полосе для транспорта с фактической загрузкой от х человек". Причем, имеется в виду именно личный транспорт.

В США в районе больших городов имеются HOVlane (high occupancy vehicles) – выделенные полосы для автомобилей с пассажирами. Их еще называют "карпул". В районе Нью-Йорка карпулы, в основном, 3+. В предприимчивой Америке смышленые мальчишки придумали оригинальный вид бизнеса. Они парами выходят на дорогу, где их подбирают одинокие водители, чтобы дальше ехать по карпулу. Ребята получают за это скромную мзду, а потом таким же образом и не без выгоды возвращаются обратно.

В Калифорнии на дорогах есть на шоссе платные полосы, но если в машине есть пассажиры, то по ним можно ехать бесплатно. А рядом – есть бесплатные полосы, на которых большая вероятность продвигаться в пробках… В районе Вашингтона есть целая автомагистраль для карпула – 66 – только с правилом: утром карпул в сторону столицы, а в противоположном направлении – свободно для всех, а вечером — наоборот. Любопытная экологическая деталь – по выделенной полосе можно ехать и одному водителю, если он – в электромобиле!

Так что, если говорить прямо, то скандал в Израиле был вызван не тем, что на шоссе 2 и 20 появилась полоса 2+, а тем, что на этих дорогах появилась полоса для общественного транспорта! А ее появление вполне оправданно. Потому что было ужасно, когда автобусы по этим шоссе ползли в пробках, нарушая все, даже самые приблизительные, расписания движения. Но, понимая, что против общественного транспорта не попрешь, весь гнев одиноких водителей направился против формулы 2+, хотя эта формула была как раз призвана частично разгрузить остающиеся для общего потока полосы. Завидовать людям в автобусе глупо, а вот ненавидеть водителя, у которого в машине, на его счастье, оказался пассажир, очень даже удобно.

К тому же, противники новой системы воспользовались вполне простительной и легко исправимой ошибкой – полоса была выделена и в узком горлышке выезда из Нетании, что привело к огромным пробкам в утро первого дня эксперимента. Через пару дней на этом участке выделенную полосу отменили.

Некоторые публицисты и блогеры поспешили возложить "вину" за накладки первых дней на министра транспорта Смотрича. Вот уж, совершенно несправедливо! Смотрич меньше всего занимается проблемами транспорта. Его куда больше волнует сохранение святости субботы. Эти изменения были задуманы задолго до восхождения Смотрича на этот пост, и занимались им специалисты минтранса.

Я уверен, что пройдет пару месяцев, и все "устаканится". В конце концов, в основе была забота об общественном транспорте, а 2+ — это просто побочная льгота. Ну, отменим, мы 2+, а полоса останется? Кстати, когда впервые несколько лет назад вводились полосы для общественного транспорта, тоже было возмущение, поскольку скорость движения по оставшимся полосам замедлилась. Кто сейчас помнит те протесты? Теперь полоса для движения общественного транспорта в Израиле так же естественна, как такие полосы в Англии, Франции, Испании, Германии – во всём мире.

У тех, кто так недоволен, что теперь поездка занимает на пару десятков минут больше времени, есть выбор: пользоваться общественным транспортом, как рекомендуют все борцы с пробками, или объединяться для совместной поездки, что позволит им по карпул ездить быстрее, чем это было до появления выделенных полос. Закон сохранения для дорог звучит так: где у одного прибавится время в дороге, у другого убавится.

Лев Авенайс

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке