Читайте также
Более пятидесяти разноплановых мировых премьер было представлено на Парижском автосалоне. Участников окрыляет устойчивый рост продаж новых автомобилей в Европе — он наблюдается впервые за последние шесть лет.
«Свет в конце тоннеля» — такими словами участники Парижского автосалона характеризовали нынешнюю ситуацию на европейском автомобильном рынке. Затяжное сокращение продаж новых автомобилей наблюдалось в Европе еще с 2008 года. Авторынок здесь упал с 15,7 млн единиц в 2008 году до 12 млн в 2013-м. И впервые за последние шесть лет в Старом Свете наконец-то начался устойчивый подъем: продажи новых машин в европейских странах растут 12 месяцев подряд. В частности, за первые 8 месяцев текущего года в среднем они увеличились на 6% (до 8,6 млн единиц). При этом рост демонстрируют почти все европейские рынки, в том числе самые значимые: Германия (+3%), Великобритания (+10%), Франция (+2%), Италия (+4%), Испания (+16%). А в некоторых странах в текущем году подъем и вовсе очень внушителен: например, в Португалии, Ирландии, Исландии продажи выросли на 30 и более процентов (см. график).
На европейский автомобильный рынок оказывает влияние общее состояния экономики еврозоны. Как известно, сейчас она не демонстрирует явного роста, однако здесь не наблюдается и выраженной отрицательной динамики развития. Последние месяцы наблюдатели говорят о стабилизации экономических показателей, и это благотворно влияет на продажи автомобилей: потребители начали чувствовать уверенность и охотнее решаются на такую значимую покупку, как автомобиль. Кроме того, любопытная ситуация складывается в южноевропейских странах, где в последние годы продажи упали в некоторых случаях на 50–70% по сравнению с докризисными временами: рынок там, достигнув дна, теперь демонстрирует бурное восстановление.
Из трех с лишним десятков европейских стран продажи в этом году снизились всего на пяти рынках. Это Бельгия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, где сокращение продаж можно назвать незначительным — всего от 1 до 5%. Ну и самое значительное падение продаж автомобилей сейчас наблюдается в России: в августе и сентябре соответственно на 25 и 20%; за 9 месяцев текущего года продажи сократились на 13%. А между тем российский автомобильный рынок даже в условиях падения все еще второй по значимости в Европе: он уступает по объемам только германскому.
C новым Volvo XC90, который стоит в полтора раза больше, чем модель пре-дыдущего поколения, шведская марка будет пытаться выходить в класс пре-миум
Поэтому тема спада на российском автомобильном рынке была особенно актуальна на Парижском автосалоне. «Россия портит оптимистический настрой участников автосалона»; «Российский автомобильный рынок падает из-за санкций и ослабления экономики» — с такими заголовками выходили статьи в местной и международной прессе. Представители мировых автогигантов признают, что падение российского рынка уже начало отрицательно сказываться на их деятельности. Пожалуй, самое громкое заявление сделала компания Ford, которая понизила свой прогноз дохода в текущем году с 7–8 млрд долларов до 6–7 млрд. И основной причиной этого понижения Ford назвал именно плохую ситуацию в России, где у компании три производственные площадки.
Однако ведущие автопроизводители выразили уверенность, что сокращение российского авторынка — явления временное. «Российский рынок восстановится. Нужно смотреть на долгосрочную перспективу, — заявил в Париже журналистам глава крупнейшего автомобильного концерна Volkswagen Мартин Винтеркорн. — Да, мы временно сократили производство в России, но именно временно. Я в этом уверен».
Заезд кроссоверов
Несмотря на российские проблемы, участники парижской выставки все же выглядели вдохновленными позитивной динамикой в других европейских странах. «Нынешний рост может привести к устойчивому подъему всего европейского рынка. Мы на это возлагаем большие надежды, правда, пока с осторожностью», — отметила в интервью «Эксперту» генеральный директор компании Citroen Линда Джексон.
В общей сложности участники Парижского автосалона представили более 50 мировых премьер. По сути, на выставке они продемонстрировали, какими путями мировой автопром собирается выезжать из европейского кризиса. И пути эти во многом будут нестандартные.
Обычно на европейских автомобильных выставках тон задают маленькие машинки — в тесной Европе спросом пользуются прежде всего компактные транспортные средства. Однако на нынешнем салоне автопроизводители продемонстрировали активность в самых разных рыночных нишах.
В частности, необычно много было премьер в классе кроссоверов, которые в Европе, так же как и в России, становятся все популярнее. Например, шведская марка Volvo свое глобальное обновление начала именно с самого большого кроссовера: в Париже шведы представили давно ожидавшийся новый ХС90. Машина эта, которая пользуется хорошим потребительским вниманием, в том числе и в России, не обновлялась ни много ни мало 13 лет. Столь длительную задержку представители шведского концерна объясняют сложным периодом, когда Volvo переходила от прежнего собственника — компании Ford — к китайской Geely (см. «Свет в конце тоннеля»). Представленный ХС90 построен на новой платформе SPA, которая станет основной для других моделей Volvo — шведы планируют их обновить в течение ближайших четырех лет. Одновременно Volvo прямым текстом говорит о том, что с выводом нового ХС90 марка метит в класс «премиум». Это стремление подтверждают и уже объявленные цены на новую машину, которая подорожала минимум в полтора раза — в России XC90 предлагается за 2,8–3,9 млн рублей, то есть в ценовой группе, где шведскому производителю противостоят многие премиальные бренды.
Атаковать европейский рынок со стороны класса кроссоверов намерены и азиатские автопроизводители. Например, Kia представила свой самый большой внедорожник Sorento1, японская Suzuki начинает продажи обновленной Vitara, которая теперь нацелена на конкуренцию с такими популярными в Европе кроссоверами, как Renault Captur, Opel Mokka, Nissan Juke. Другой японский производитель, Mitsubishi, выкатил новый кроссовер Outlander (он пока представлен в статусе концепта). Свою линейку кроссоверов собирается обновлять Honda, представившая новый концепт модели CR-V, но главное — Honda планирует возрождать свою прославленную модель HR-V, которая, по сути, обогнала время, появившись на рынке еще в 1999 году.
Новый компактный внедорожник планирует к выпуску и марка Land Rover — на выставке английская марка показала новый Discovery Sport, который будет продолжать серию моделей Freelander. А BMW наконец представила обновленный кроссовер Х6.
Время альянсов
Хозяева смотра — французские автопроизводители также постарались выступить в необычном для европейского авторынка амплуа. Например, Renault рассчитывает на успех больших мини-вэнов, выставив в Париже новый Espace, который за счет увеличенного дорожного просвета приобрел некоторые свойства кроссовера.
Европейцы продолжат покупать и большие семейные машины D-класса — декларировали на стенде Volkswagen, где главной премьерой стал новый Passat, который теперь будет предлагаться и с гибридным мотором (версия GTE), на котором на одной подзарядке можно проехать 50 км.
Кстати, подключаемый гибрид становится все популярнее. Если первые гибридные машины подзаряжали батареи исключительно от двигателя внутреннего сгорания, то теперь производители стараются дать владельцу возможность подзаряжаться еще и от электросети.
Продолжая тему моторов, можно отметить, что нынешняя парижская выставка ознаменовалась продолжением сотрудничества автомобильных гигантов, которые в условиях глобализации предпочитают обмениваться новыми технологиями и продуктами, прежде всего в области двигателестроения. Например, новый В-класс от Mercedes-Benz теперь будет в некоторых комплектациях оснащаться двигателями Renault. Было заявлено, что дизельные моторы Renault будут и на новых Mercedes-Benz С-класса, а премиальное подразделение Nissan, Infinity, получит девятиступенчатую автоматическую коробку от Daimler. Кроме того, с целью сокращения расходов на разработку новых машин концерны совместно создадут две утилитарные платформы, которые позволят произвести каждой из компаний по 3 млн легковых автомобилей.
Что же касается традиционно популярных в Европе компактных машин, то и их было достаточно на Парижском автосалоне. Среди новинок компакт-класса можно выделить, например, новую Skoda Fabia и Hyundai i20. Впрочем, будущее этих моделей в нашей стране туманно, так как у данных моделей на российском рынке уже есть аналоги местного производства — Skoda Rapid и Hyundai Solaris. Такая же история с новинкой от Nissan — новой моделью размерного С-класса Pulsar. В Россию ее поставлять не планируется, так как в Ижевске выпускается модель аналогичного класса — Nissan Sentra. А вот показанная в Париже новая компактная Opel Corsa нацелена в том числе и на Россию — представители компании даже говорят о планах начала сборки этой модели на одном из российских заводов GM.
Топливо из воздуха
Уверенность в будущем европейского авторынка участники выставки демонстрировали также с помощью новых концепт-каров, которых в этом году было немало. Например, марка Infiniti заявила о намерении пробиваться в верхний сегмент седанов премиум-класса, представив оригинальный концепт Q80 Inspiration. Смелые дизайнерские решения продемонстрировала компания Toyota в своем концепте С-HR, ожидается, что некоторые идеи этой модели будут воплощены в новые компактные кроссоверы японского бренда.
В области суперкаров одну из самых громких премьер устроила марка Lamborghini. Ее новинка Asterion отражает главную тенденцию в области создания сверхбыстрых серийных автомобилей — использование гибридного двигателя. В конструкции Asterion применено аж три мотора — один двигатель внутреннего сгорания (на заднюю ось) и два электромотора (на переднюю), которые в совокупности дают умопомрачительные 910 л. с.
Французские компании в своих концепт-карах помимо прочего предложили оригинальные материалы для отделки автомобиля. Так, на стенде Citroen публика восторженно смотрела на концепт-кар Divine DS, отделанный местами кристаллами Swarovski. А в интерьере концепта Peugeot Quartz использован в качестве отделки особый вид текстиля, который изготавливается из полиэфирного волокна, получаемого путем вторичной переработки пластика. Более буднично выглядел другой концепт марки — Peugeot 208 HYbrid Air 2L, однако при ближайшем рассмотрении его конструкция удивляла не меньше, чем переливающиеся кристаллы: машина эта приводится в действие при участии сжатого воздуха, который закачивается помпой в специальный баллон. Такое решение позволяет серьезно экономить традиционное топливо; производители утверждают, что некоторое расстояние при определенных условиях автомобиль даже может двигаться исключительно на сжатом воздухе.
«Свет в конце тоннеля»
О своих оценках европейского и российского автомобильных рынков «Эксперту» рассказывает Ален Виссер, старший вице-президент по маркетингу, продажам и обслуживанию клиентов компании Volvo.
— Как вы оцениваете ситуацию на европейском автомобильном рынке?
— Кризис продаж в Европе продолжается с 2008 года, и до сих пор он развивался практически без изменений. Например, если вы посмотрите на прошлый год, единственным рынком, который показывал рост, был британский. Все остальные падали, кроме Германии, которая всегда была стабильной. Но за последние шесть месяцев мы увидели некоторое восстановление рынка: Великобритания продолжает расти, Германия опять показывает стабильные результаты, остальные рынки уже не падают, а наоборот, идут вверх. И это касается даже южноевропейских стран — таких как Испания, Италия, а также Франция. Таким образом, мы видим стабилизацию если не экономики в целом, то как минимум автомобильной промышленности в Европе. Сейчас еще рано говорить, что кризис закончился, однако вполне можно сказать, что появился свет в конце тоннеля.
— Как меняются потребительские предпочтения в Европе в отношении автомобилей?
— Здесь есть несколько тенденций: во-первых, мы видим смещение потребительского спроса в сторону машин небольших, но при этом хорошо оснащенных. Раньше люди редко меняли свой большой автомобиль, скажем, размерного класса D на машину класса С, потому что это означало сказать соседям, что ты потерял работу или тебе урезали зарплату. Но сейчас такое бывает. И это связано со второй тенденцией: экономия топлива, которая очень влияет на потребительское поведение.
— Да, но на выставке вы представляете далеко не маленький новый автомобиль — внедорожник ХС90. Что для вас означает абсолютно новая платформа SPA, и почему вы обновляете свой флагман лишь по прошествии 13 лет?
— Да, точно, ХС90 не маленький автомобиль. Для нас это первый автомобиль на нашей собственной архитектуре и с нашими моторами. Это действительно настоящий Volvo, выпускаемый после длительного перерыва. Он построен на новой платформе SPA, основная черта которой — полная гибкость. Мы относительно небольшая компания, и наша новая платформа позволяет строить на ней совершенно разные машины — это может быть и кроссовер, и седан, и компактное купе. Столь долгий выход новинки связан с тем, что наша компания потеряла много времени в процессе перехода собственности от Ford к Geely, но сейчас этот период завершен, в течение ближайших четырех лет мы планируем обновить весь модельный ряд Volvo.
— Как вы оцениваете ситуацию на российском автомобильном рынке?
— Мы очень озабочены ситуацией на российском рынке, нас волнует непростая политическая обстановка. Пока продажи нашей марки в России растут, но что будет дальше — сложно предсказать. Потенциал российского автомобильного рынка очень высок: по нашим оценкам, это 3–4 миллиона автомобилей в год. Эти объемы продаж в России, несомненно, будут достигнуты, весь вопрос — когда. Безусловно, это связано и с политической стабилизацией. И кроме того, политическая напряженность вокруг Украины может отрицательно повлиять не только на Россию, но и на весь европейский рынок в целом. Мы надеемся, что этого не произойдет.
Автор: Алексей Грамматчиков
Галерею фотографий, сделанных на Парижском автосалоне, смотрите здесь.