"Дефлекторы, как на моей Alfa Romeo", - говорю директору проекта Lada Granta Олегу Груненкову. Мы вместе едем на новом тольяттинском лифтбеке.
"Ничего удивительного", - неожиданно отвечает Груненков. Дефлекторы по заказу АвтоВАЗа выпускает компания, которая сотрудничает и с концерном Fiat.
На этом иностранное в новой Granta не заканчивается. В салоне еще есть, например, элементы, поставляемые из Японии. Но главный козырь новинки, по утверждению топ-менеджеров компании, - это дизайн.
"Вдохновение мы черпали от Audi A7", - заявление Груненкова поражает своей абсолютной искренностью. АвтоВАЗ очень старался сделать красивый автомобиль.
Президент компании Бу Андерсон, который имеет репутацию железного управленца, во время выступления по случаю запуска новой Granta в серию не смог скрыть волнения. А на заводе в Ижевске так тщательно готовились к презентации, что не успели определиться, как же называть машину: лифтбек или хэтчбек. На коробках с комплектующими написано "хэтчбек", а на официальных плакатах – "лифтбек".
Главная задача Lada Granta в новом кузове, как и будущих Vesta c XRAY, – избавить АвтоВАЗ от инертной критики. Отечественные машины стали более оснащенными, современными, со свежим дизайном, но стали ли они при этом лучше? Тест-драйв хоть и не дал однозначного ответа на этот вопрос, зато помог предположить, чего ждать от наших машин в будущем.
По удмуртским дорогам на лифтбеке Granta едешь, как на перекачанном мячике. Подвеска по ощущениям стала еще жестче, чем у седана – это особенности адаптации для регионов, где дороги могут внезапно пропадать, а потом появляться в виде размытой грунтовки. Последнее для машины – точно не проблема: клиренс у автомобиля (180 мм) превосходит показатели некоторых кроссоверов. Пробить же подвеску на новинке практически нереально.
Однако жесткая подвеска и большой дорожный просвет сделали свое дело на шоссе, где Granta, вопреки всеобщим стереотипам, способна ехать динамичнее всех своих одноклассников. На скоростях более 130 км/ч машину начинает качать из стороны в сторону, а при встречном ветре создается впечатление, что у Granta зажат ручник – автомобиль начинает стремительно терять набранную скорость, если отпустить педаль газа.
Салон новинки собран качественнее, чем у седана, хотя большинство деталей здесь идентичны. Однако от сверчков и скрипов полностью избавиться не удалось. Например, на нашем тестовом экземпляре на ямах неприятные звуки издавала деталь на центральной консоли. Представители АвтоВАЗа во главе с Груненковым лично «послушали» проблемное место и пообещали все исправить в ближайшее время.
Кондиционер, мультимедийная система с большим экраном, информативный бортовой компьютер, парктроник, АКПП – все это уже давно реальность для Lada, вот только ехать по-прежнему недостаточно комфортно. Подушка водительского кресла коротковата, здесь нет регулировок по высоте и отсутствует центральный подлокотник. Но все это, очевидно, значительно бы увеличило стоимость бюджетника.
"Мы раньше прорабатывали вопрос установки на Granta боковых подушек безопасности, но временно отказались от этой идеи – пока это слишком дорого", - говорит Груненков.
Кроме салона, обвинить создателей новинки в излишней экономии было бы неправильно. Качество окраски, оптика, уплотнители, стекла, прорисовка кузова – здесь все по-взрослому.
Как сказал директор проекта Granta, сэкономить, но при этом улучшить некоторые моменты, невероятно трудная задача, но АвтоВАЗ умудряется справляться. В качестве примера Груненков привел материал, из которой сделана полка багажника - она стала качественнее, практичнее и долговечнее.
В техническом плане, помимо некоторых изменений в подвеске, лифтбек копирует седан. В первую очередь, речь идет о моторах и трансмиссиях. Granta в новом кузове уже доступна для заказа с тремя двигателями на выбор: одним 8-клапанным мощностью 87 л. с. и двумя шестнадцатиклапанными с отдачей в 98 и 106 лошадей. Во всех случаях объем моторов равен 1,6 литрам. Трансмиссий две: пятиступенчатая "механика" с тросовым приводом и четырехступенчатая АКПП.
"Механика", которая в конструктивном плане является копией коробки, примененной на новом Renault Logan, проявила себя с лучшей стороны. Ходы кулисы хоть и остались длинными, зато переключения стали более четкими, а на самой ручке, в отличие от французского седана, почти нет вибраций. К АКПП претензий вообще нет: коробка работает настолько тихо, насколько это позволяет конструкция автомобиля, а переключения происходят максимально плавно и без рывков.
Можно предположить, что как раз на Granta лифтбек с АКПП придется если не большинство продаж, то приличная их часть. На это, в частности, намекнул Бу Андерсон во время пресс-конференции. По его словам, одной из задач автомобиля станет наращивание преимущества перед самой популярной иномаркой в России – Hyundai Solaris. Lada Granta в модном кузове с "автоматом" - отличное бюджетное решение для большого города.
К тому же, кузов лифтбек – это не только более привлекательная внешность, но еще и лучшая практичность. Объем багажника до полки равен 440 литрам, а при разложенной спинке заднего дивана (его можно сложить в пропорции 60:40) он составляет 760 литров. Что важно, задняя спинка в разложенном состоянии образует ровный пол – крайне редкий случай для бюджетников. Кроме того, в багажнике предусмотрены крючки для сетки. По продуманности до Skoda Octavia лифтбеку Lada Granta еще очень далеко, но положительные сдвиги уже намечаются: АвтоВАЗ стал наконец-то больше думать о клиентах.
Однако в мелочах Lada Granta все-таки рискует остаться героем анекдотов про АвтоВАЗ. Причем, как выясняется, о некоторых конструктивных просчетах, на которые жалуются покупатели, в компании говорят, как о само собой разумеющихся вещах. Взять, например, работу стеклоочистителей. На любой скорости дворники срабатывают абсолютно несинхронно – данную проблему уже несколько лет активно обсуждают на форумах: ни в одной другой машине иностранного производства этого нет.
"А что вам не нравится? Это же так задумано, чтобы увеличить площадь очистки ветрового стекла", - сказали в ответ на мое замечание представители марки.
Шумоизоляция, которую улучшили по сравнению с седаном, также осталось на крайне низком уровне. Камни, отлетающие от колес, ударяются о кузов с таким звоном, будто их подбрасывают в салоне. Огромные зеркала слишком громко разрезают встречные потоки воздуха, а шум из-под арок с ростом скорости превращается в навязчивый гул. От всего этого за рулем Lada Granta начинаешь быстро уставать.
В модельном ряду марки лифтбек Granta заменил хэтчбеки Samara, которые сняли с производства еще в прошлом году. По сути, выход на рынок очередной модели АвтоВАЗа теперь уже в новом кузове с более привлекательным дизайном – это переходный момент. В компании говорят, что у дизайнеров появилась возможность применить сравнительно сложные и дорогостоящие решения. "При создании лифтбека стиль был важнее, чем бюджетность конструкции", - подчеркивают вазовцы.
Цена стиля – 25 000 рублей (примерно 2,500 шекелей). Именно в этих пределах колеблется различие в стоимости между седаном и хэтчбеком Granta. В базовой версии с 87-сильным мотором в комплектации "стандарт" за модель попросят от 314 000 рублей (31,400 шекелей). Седан с таким же двигателем и в такой же версии, но с 82-сильным агрегатом стоит от 289 000 рублей (28,900 шекелей).
Впереди у АвтоВАЗа с Бу Андерсон – новый этап обновления моделей. На место Priora придет новый флагман бренда Lada – Vesta. Еще будет два кроссовера XRAY и XRAY cross, которые, скорее всего, также будут дороже всех существующих моделей марки. И здесь уже ошибок и детских болезней никто не простит.
Автор: Роман Фарботко