Интересно, кто-нибудь когда-нибудь где-нибудь обращал внимание на некую, вроде малозначительную, но тем не менее странность – все всегда говорят об автомобилях Mercedes в мужском роде: "Я на своем Мерсе...", "Этот Мерс...", "Он большой... Он быстрый... Он крутой... Он – Мерседес". А меж тем общеизвестно, что Mercedes это женское имя. Фирма, машина, модель, модификация – это тоже женский род (за исключеним слова "автомобиль", конечно). И девушка по имени Мерседес даже с фамилией Бенц все равно "она", а не "он". Похоже, это "Би" неспроста...
Как говорится: "В каждой шутке есть доля шутки...", и видимо время "Би" для Mercedes действительно пришло.
Однако почему Мерс "он", а не "она", так и остается загадкой.
Сохранять объективность говоря об автомобилях Mercedes-Benz очень непростая задача, особенно если идет речь о принципиально новой модели, да еще и не совсем типичной для ассортимента концерна. С одной стороны давлеет глобальный авторитет фирмы и однозначная ассоциативность с престижем, надежностью, комфортом, безопасностью и т.д. С другой, не всегда утешительная статистика той же надежности, аргументированная, нередко злая и нелицеприятная критика разной направленности на страницах самых компетентных мировых автомобильных изданий. Да и собственный немалый опыт имеется с личным, а значит субъективным взглядом и отношением.
На нашем рынке латинская буква "B" (B-class) в мерседесовском алфавите появилась в конце 2007 года, хотя дебютировал 5-местный переднеприводной Mercedes-Benz B-class на Женевском автосалоне в марте далекого 2005 года, а уже через месяц с конвейера сошли первые автомобили. Полное имя этого представителя люкс-класса сегмента "Premium C" (проще говоря С-plus или "Гольф-плюс") звучит вполне респектабельно и действительно по-мерседесовски – Mercedes-Benz B-class Compact Sport Tourer — именно так классифицирует эту модель фирма-производитель. Вот только с типом кузова тут не совсем все понятно. Это точно не хэтчбек – скорее однообъемник, но точно не минивэн – слишком компактен, да еще и откровенно спортивен. Компактвэн? Тоже нет – маловат будет! Что тогда? Тот самый Compact Sports Tourer? Что это за класс такой, никто толком не знает, но звучит красиво – внушительно и под стать машине. Хотя вставочка "Sport" – это, скорее, дань моде и напряженной стилистике кузова автомобиля, нежели действительности – на 1270 кг веса даже от 136-сильного 2-литрового мотора никакого "спорта" ожидать не приходится – удельная мощность-то всего 107 л.с. на тонну веса. В общем, ближе всего это произведение автомобильного искусства все-таки к компактвэнам, хотя не балует положенными этим машинам удобствами.
На счет "произведения автомобильного искусства" я не иронизирую. Mercedes всегда славился своими высокими технологиями, и B-class, не смотря на то, что он построен на сильно удлиненной платформе А-class(a), в этом смысле не является исключением, продолжая более чем вековые традиции фирмы. Небольшой с виду автомобиль длиною 4270 мм буквально нафарширован разными инженерными изысками, но в полной мере это начинаешь чувствовать, понимать и получать от этого удовольствие, только во время движения.
Удобно устроившись в стильном и строгом, хоть и без назойливых вставок под дерево, салоне на довольно жесткой, почти спортивной, подушке сиденья, и отрегулировав такую же спинку, сначала ощущаешь некий дискомфорт из-за того, что руль с почти неограниченными возможностями регулировки – по углу наклона и вылету, несколько великоват в диаметре, да и стоит странно – почти в вертикальной плоскости, частично перекрывая верхнюю часть приборов и левую зону управления аудио-системой.
Сама же вроде высокая по линии горизонта посадка, чуть-ли не как в спорт-купе – с почти вытянутыми ногами, и это при том, что высота автомобиля вэновская – 1604 мм. Все дело в высоте порога из-за конструкции днища автомобиля. Как уже говорилось выше, здесь использована платформа А-class, а она имеет двойной сэндвич-пол. В общем, если быть точным, то порог B-class расположен на высоте +/-430 мм от асфальта – почти как у внедорожника! Но у "вездеходов" и габаритная высота соответствующая – в рост человека, а то и больше, так что на салон остается вполне достаточно места. Здесь же кузов по плечо, а внутренняя высота не больше, чем у легкового автомобиля. Неудобно? Скорее неожиданно и непривычно! Но если в Mercedes A-class "бутербродный" пол позволил спрятать многие элементы и предложить непривычно просторный салон в автомобиле длиной всего 3560 мм, то на сей раз в это "подполье" упрятали лишь бензобак, аккумулятор и выхлопную систему. Причем для последней выделен просто гигантский тоннель, значительно больше, чем реально необходимо даже для идеального термобаланса. Хотя, одно важное преимущество у такой схемы есть – лучшая пассивная безопасность, потому-что во-первых пассажиры расположены выше зоны возможного соударения с обычным легковым автомобилем, а во-вторых двигатель при лобовом ударе уходит вниз под пол не нарушая силовой структуры пассажирского салона, что согласитесь немаловажно.
О том, какими премудростями в конструкции и умными вспомогательными системами укомплектован B-class, можно рассказывать очень долго, особенно если подробно: это и электоусилитель руля с переменным усилием (выше скорость – "тяжелее" руль, хотя он-то, как раз, по-мерседесовски легок и недостаточно информативен), и вспомогательная система управления Steer Control, которая может, например, сама довернуть руль для выравнивания машины при торможении на миксте (одни колеса на асфальте, другие на песке), и селективная система демпфирования адаптивной подвески с газовыми амортизаторами, делающая амортизаторы жестче в поворотах для уменьшения кренов кузова (хотя в целом подвеска машины жестковата на неровностях дороги и по комфорту не дотягивает до "мерсовских" седанов), и неотключаемая ЕSP в базовой комплектации (она тоже непростая: поначалу электроника системы стабилизации курсовой устойчивости разрешает почти незаметное скольжение передними колесами, но при откровенном провоцировании машины к заносу, выправлять траекторию уже начинают не только сбросивший обороты двигатель и подтормаживающие колеса, но и руль – ЕSP на B-class работает совместно с сервоусилителем – секунда, и без помощи водителя движение автомобиля стабилизировано. Срабатывает система интеллигентно, и порой водитель даже не замечает ее вмешательства).
Но главной и действительно впечатляющей "фишкой" Mercedes-Benz B-class Compact Sport Tourer является его "альтернативная" трансмиссия – замаскированный под "автомат" бесступенчатый вариатор Autotronic (7Gtronic). При разгоне вариатор так перебирает семь якобы "фиксированных" передач, словно это и впрямь автоматическая трансмиссия. Сходство усиливается тем, что даже при динамичном разгоне двигатель выходит на максимальные обороты не сразу (как на менее мощных машинах с вариаторами), а постепенно. Псевдопередачи переключаются мягко и быстро, а моменты переключений хорошо прогнозируются. Если же появилось желание "ужесточить" связь в трансмиссии, можно перейти на ручное управление. Есть и режим kick-down. Если утопить педаль, то вариатор перейдет именно на ту передачу, которая в данный момент обеспечит максимальное ускорение. А при снижении скорости вариатор автоматически переберет все ступени "вниз". Суть работы этой чудо-коробки в ручном режиме такова: бесступенчатый вариатор Autotronic имеет семь виртуально фиксированных ступеней, на деле эти передачи скорее приоритетные, чем фиксированные, а в ручном режиме управления они удерживаются довольно четко, хотя тянуть до красной зоны тахометра не следует – получив почти одновременные сигналы от ограничителя оборотов и водителя, коробка воспримет приказ буквально и перейдет вверх сразу на две ступени. А вот в автоматическом режиме все работает идеально: стрелка тахометра слегка кивает, тихий мотор едва слышно меняет тональность, никаких, даже мало-мальских рывков, при переключении нет. Фактически, ступени нужны лишь для одной цели – чтобы водителю не надоедала монотонная песня мотора на одной-единственной ноте (ну и дань моде, конечно). Так что передач может быть и семь, и десять, и семнадцать, так как передаточные отношения меняются очень плавно: 0,42, 0,65 и так до низшей, первой (2,72) – все решает электроника, а контролировать ее на слух просто невозможно. Выглядит это так: 100 км/ч, а стрелка тахометра лишь на отметке 1800 об/мин, на мониторе бортового компьютера светится цифра 7 – машина едет именно на этой передаче, 140, а обороты только начинают подходить к трем тысячам... Ну и так далее. Самое интересное, что седьмая передача достаточно силовая, потому-что мотор тянет практически с холостых оборотов благодаря новой системе впрыска, которая 85% крутящего момента делает доступными уже с 1500 об/мин.
Читайте также
В общем удивит и порадует B-class своих владельцев. Тем более, как оказалось в действительности, он больше Sport, чем Tourer. Но главное – Mercedes. Настоящий. Включая цену.
Евг.Вейнард
Фото: автора, Daimler AG