Писать о "Ягуарах" трудно всегда, а тем более коротко. И прежде всего потому, что сухие бездушные цифры их технических характеристик, которые порой хуже чем у ближайших конкурентов, неуместно, а то и просто нелепо, соседствуют с бурей эмоций, шквалом страстей, неописуемым блаженством.
Jaguar – это живая легенда! Каждая из моделей фирмы. И это не смотря на то, что с 1989 года, когда американская корпорация Ford Motor купила Jaguar Cars Ltd, имидж английского бренда постоянно разменивался переднеприводными моделями Х- и S-Type, дизельными модификациями, кузовами «универсал», базовыми фордовскими платформами, двигателями и даже деталями интерьера. Все это в сумме лишило Jaguar почти слепой, верной любви многих клиентов – и традиционных и потенциальных. Автомобильно просвещенных западных и заокеанских клиентов, для которых до последнего времени Jaguar ассоциировал с затяжным кризисом, ненадежностью, почти банкротством и бездарной "формульной" командой. Но при этом для всех без исключения суть имени Jaguar продолжает измеряться не в абстрактных "лошадиных силах", "секундах до ста" и так далее, а в совсем других единицах. Вся она – суть, в звучании слова "jaguar", когда ленивая вальяжность взрывается грозным рычанием, унаследованным у завораживающего грациозностью хищника, который умеет сделать один стремительный, но точный и поэтому смертельный бросок...
В конце концов, огромное количество современных потребителей отдает свои деньги, и порой немалые, не столько за товар как таковой, сколько за... "историю", ассоциированную с этим товаром, за право приобщиться к этой "истории", стать ее частью – за легенду. Эта тенденция ярко прослеживается с момента появления нового "Фольксваген Жук", "Мини", "Форд Мустанг", "Фиат 500" и им подобных реинкарнаций некогда популярных и любимых во всем мире моделей. Что уж говорить о "Ягуарах"?
"XJ" – это топовая модель фирмы, а за одно и самая долгоживущая серия, которая появилась в сентябре далекого 1968-го. Легенда гласит, что буквы "Х" и "J" появились в названии столь респектабельной модели случайно: в середине шестидесятых кто-то на заводе таким необычным образом сократил слова "eXperimental Jaguar". Но совершенно не случайно седаны люкс-класса серии "XJ" снискали славу "истинных Ягуаров": с 1968 года их было выпущено около 800 тысяч, а это более половины всех Jag(ов), новейший из которых выпускается уже шесть лет, и относится к седьмому поколению этих машин.
Сорок с лишним лет истории, седьмое поколение в почти неизменном, абсолютно узнаваемом стиле, и не надо никакой новомодной реинкарнации. Приятный и трогательный оттенок ретро, в котором, однако, невозможно не заметить агрессивности и уверенности, присутствующих в характере новой модели. От некоторой аляповатости и угловатости предшественников не осталось и следа.
При проектировании шеф-дизайнеру машины Яну Коллуму был дан карт-бланш – он мог выполнить "XJ" в самом непривычном стиле, причем некоторые фордовские маркетологи даже настаивали на тотальном изменении дизайна, с тем чтобы сделать акцент на революционных переменах в технологии. Но человек, которого по праву считают главным знатоком и хранителем эстетических традиций "Jaguar", посчитал, что именно такова квинтэссенция стиля представительского седана марки. "Мы просто "сбрили" предыдущему "XJ" его многолетнюю "бороду", и все встало на свои места", – отметил Коллум, который умеет создавать потрясающий авангард, круто замешанный на современных тенденциях.
А внутри... Эргономика салона замечательная, а удобство пользования кнопками и клавишами непревзойденное, просто на уровне интуиции. Под этими, как бы, "архаичными" панелями теперь скрывается масса сверхсовременной электроники. Пассажиры пользуются ее возможностями, но ее присутствие намеренно не акцентируется, как на многих современных машинах. И пусть кожаная обивка уже не от знаменитой Connolly (легендарная фирма разорилась), а от австрийского поставщика, атмосфера в салоне царит чисто британская: отчетливо видно, что консервативная, довольно старомодная передняя панель по-прежнему дорогого стоит, а чинность и фривольность сочетаются в известном только кудесникам англичанам соотношении. Разительный контраст с почти бездушно-технократичным богатством немецких машин, которые зачастую по уровню насыщенности всякими супер-новшествами значительно превосходя "XJ", но Jaguar, почему-то, становится ближе, теплее...
Но это все эмоции. А с технической точки зрения, на самом деле, не все так просто и однозначно. Новый "XJ", раньше страдавший запущенным "ожирением" и из-за этого безнадежно уступавший конкурентам по управляемости, стал самым легким представительским седаном в мире. 6-цилиндровая модификация при длине 5,1 м весит от 1545 кг, а это среднестатистическая масса семейного седана сегмента "D". Снаряженная масса прямых соперников Jaguar почти на полтонны (!) больше. "XJ" "похудел" настолько, что стал на сотню с небольшим килограммов легче даже самого легкого в бизнес-классе Audi А8, кузов которого целиком изготовлен из алюминия.
Как специалистам из Jaguar удалось достичь такого результата? С помощью того же "крылатого металла", но по технологии создания гоночного монокока! Когда компания приступила к разработке нового поколения "XJ", переход на алюминиевый кузов не входил в ее планы, но поскольку его использование позволяло существенно снизить массу автомобиля, то этот вариант, в итоге, стал основным.
Вес кузова "XJ" без грунтовки и покраски – всего 220 кг, а такой же стальной весил бы 360. Все детали соединены при помощи 3180 заклепок и эпоксидного клея (на его долю приходится 120 метров швов), без использования сложного процесса сварки алюминия. Кроме того, что кузов стал на 40% легче предыдущего "большого Ягуара", жесткость на кручение возросла на 60%! В результате даже 238-сильного мотора V6 хватает на то, чтобы при малейшем нажатии на педаль газа, дух захватывало от мощного уверенного разгона, вызывающего восторг и благоговейный трепет. И не важно на какой скорости вы при этом двигаетесь – огромный седан, присевший благодаря адаптивной пневмоподвеске с компьютерным управлением на 15мм, после того, как скорость машины перевалили за 150 км/час, продолжает дарить всю гамму этих незабываемых ощущений. Даже на подъеме!
О таком приземленном понятии, как расход топлива, даже говорить не хочется, хотя благодаря малому весу и объему двигателя, он тоже мал, но, конечно же, относительно.
Кстати о педали газа. Несмотря на небольшой ход, в алгоритме ее работы четко прослеживаются два положения. Если давить слегка, неуверенно, то этого достаточно только для того, чтобы поддерживать движение автомобиля, ну, например, в пробке. Если "продавить" ее настойчивее, то машина отзывается стремительным ускорением, которое, правда, очень легко контролировать не только самой педалью, но и прекрасно настроенным рулевым управлением фирмы ZF с изменяемой в зависимости от скорости эффективностью гидроусилителя (ZF Servotronic). Легкое, но не "ватное", на небольших скоростях, оно адекватно реагирует на рост скорости, постепенно наливаясь приятной тяжестью... И тут раздается еле ощутимый щелчок реле системы "кик-даун". Jaguar секунду думает, а потом прыгает вперед, в полном соответствии с законами кошачьего мира. Этому способствует и новая 6-ступенчатая коробка передач, опять же, поставляемая фирмой ZF (любопытно, что она стала на 15 кг легче, чем предыдущая, 5-ступенчатая).
Jaguar XJ заставляет совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи, и это не просто слова – эта машина великолепна со всех точек зрения, даже с ценовой – она дешевле "одноклассников". При этом, вы никого особенно не удивите, если скажете, что ездите на Mercedes или BMW, а вот на слово Jaguar окружающие реагируют почти как змеи на дудочку индуса. Легенда, однако.
Жаль только, что в салоне из нижней панели, что под респектабельной приборной доской, где-то на уровне правого колена, угрожающе торчит огромная дешевая пластмасска фордовского ключа зажигания. Современному Jaguar XJ больше подошла бы система электронного доступа со смарт-картой и кнопкой запуска двигателя.
Но на скорость и плавность хода это не влияет, да и восторженным и очарованным окружающим этого не видать...
P.S. Кстати, Jaguar XJ можно назвать еще и немного "женским" автомобилем. На раннем этапе проектирования в научно-техническом центре компании был создан "женский комитет", представительницам которого, в том числе и невысокого роста, было дано право выдвигать свои требования компоновщикам и специалистам по эргономике. Феминистки добились успеха: по их настоянию педальный узел сделали регулируемым (его можно на 64 мм сместить в сторону кресла), а в передних сиденьях на поясничном уровне появилась пневматическая подушка, изменяющая профиль спинки в полном соответствии с особенностями фигуры.
Читайте также
Евг.Вейнард
Фото: автора и Ю.Черкашина