Загрузка...
100 лет Ферри Порше. Часть II
Фото:
100 лет Ферри Порше. Часть II

1944: Порше в Гмюнде

С началом войны инженеры Porsche занимались преимущественно разработкой военных автомобилей. Среди них – полноприводной VW-Schwimmwagen (Porsche Typ 166). Кроме того, к концу 1939 года, Porsche KG получает заказ от управления вооружённых сухопутных войск на создание средних танков, конструкция которых могла бы подойти и более тяжёлым танкам.

Полноприводный VW-Schwimmwagen (Porsche Typ 166) на испытаниях.

С 1943 года дела Porsche значительно усложняются из-за воздушных налётов на Штутгарт. По требованию военного командования Вермахта, осенью 44-го Porsche KG переезжает из Штутгарта в Гмюнд, расположенного в австрийской провинции Каринтия. Разбитый на множество офисов и мастерских, новый завод Порше получил от рабочих ироничное прозвище ''Соединённые металлургические заводы''.
Бюро Фердинанда Порше в австрийском Гмюнде, середина 40-х. Барак на заднем плане сегодня служит клубным домом австрийского клуба поклонников Porsche 356.

После окончания войны заводские помещения в Цуффенхаузене использовались французскими военными. В 1945 году американское подразделение взяло завод себе для починки и обслуживания грузовиков. Тем временем, Порше в Гмюнде получает временное разрешение на возобновление работы. 140 рабочим было позволено осуществлять ''Проекты моторизованных тракторов, газогенераторов и другой гражданской техники'', а также ''Починку транспортных средств, оборудованных двигателем и с/х техники''. В середине ноября 1945 года последовало приглашение французской комиссии в Баден-Баден относительно возможного продолжения проекта VW во Франции. А за месяц до этого Фердинанд Порше, его зять Антон Пих и сын Ферри были арестованы французской тайной полицией. И если в марте 46-го Ферри Порше был освобождён из тюрьмы, то Порше-старший ещё удерживался в плену, даже несмотря на тяжёлую болезнь.
Cisitalia (1947)

Ферри вспоминал: ''После войны для меня всё стало очень серьёзным, так как все решения отныне должен был принимать я сам''. Он взялся за новые проекты, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам. В Гмюнде станки использовались преимущественно для изготовления деталей для тракторов, вагонеток или лебёдок. Однако целью было восстановить производство автомобилей. В содействии со своими партнёрами Карлом Абартом и Рудольфом Рушкой 15 декабря 1946 года Ферри Порше подписывает контракт с туринским промышленником Пьером Дузио относительно разработок для его фирмы Cisitalia.
Cisitalia (1947)

Над ''Проектом 360'' конструкторы Порше работали не покладая рук. Построенный впервые полностью под руководством Ферри Порше, автомобиль опережал своё время: в качестве силовой установки был предусмотрен 1,5-литровый 12-цилиндровый мотор с компрессорным наддувом; передача крутящего момента осуществлялась через подключаемый полный привод. Этот проект имел для младшего Порше колоссальное значение. Благодаря гонорару он смог внести залог за своего отца в размере одного миллиона французских франков, и 1 августа 1947 года Фердинанд Порше был освобождён. Когда позднее в Гмюнде отец увидел чертежи 360-й, он дал сыну наивысшую оценку, которую можно было только дать: ''Я сделал бы всё точно так же, всё до последнего винтика''.

1948: Первый спортивный автомобиль Порше

''Тyp 360 дал импульс к созданию Porsche 356'', - рассказывал Ферри Порше по случаю своего 75-летия. ''Когда фирма Cisitalia построила маленький автомобиль с двигателем Fiat, я сказал себе: ''А почему бы нам не сделать то же самое на базе VW? Ведь нечто подобное мы уже делали с Typ 64''. Экономический риск этого проекта сегодня заставляет удивляться: вся Европа только-только восстанавливалась после войны и на рынке требовались, прежде всего, практичные и недорогие машины. Но именно в этой ситуации Ферри Порше и реализовал мечту о собственном спортивном автомобиле.

Слева направо: Эрвин Коменда, Ферри Порше, Фердинанд Порше и Porsche Nr.1, 1947/48 годы .

Это стало реальностью 8 июня 1948 года - первый автомобиль с именем Porsche по официальному одобрению властей провинции Каринтия получает номер шасси 356-001. Модель представляла собой двухместную спортивную машину на базе деталей VW.

Весной 1947 года Ферри Порше сформулировал основные цели проекта, изначально получившего название ''VW-Sport'' и конструкторский номер 356: построить спортивную машину небольших размеров, которая посредством идеального соотношения мощность/масса и низкому аэродинамическому сопротивлению должна достигнуть высокой разгонной динамики и максимальной скорости, оптимальной поворачиваемости и кратчайшего тормозного пути как это было возможно, например, на более габаритных автомобилях. Инженеры компании, вдохновлённые идеей Ферри Порше, в феврале 1948 года создали готовую ходовую часть с алюминиевым кузовом родстер. Четырёхцилиндровый мотор ''боксер'', коробка передач, подвеска, пружины и рулевое колесо перекочевали сюда от VW. Самый первый Porsche стал центральномоторным автомобилем, чей двигатель - модифицированный агрегат Volkswagen - был установлен перед задней осью. С 35 лошадиными силами и снаряжённой массой в 585 кг Porsche ''Номер 1'' развивал целых 135 км/ч.
Porsche 356/2 Gmund-Coupe (1948-1950)

Porsche 356/2 Gmund-Cabrio (1948-1950)

Положительная реакция на родстер настроила Ферри Порше на положительный лад. Уже во второй половине 1948 года в Гмюнде началось изготовление первых серийных купе и кабриолетов ''Проект 356/2''. Кузова для этих автомобилей, как и для Porsche ''Номер 1'' были созданы Эрвином Коменда, который в то время отвечал за создание кузовов в Porsche.

1950: Возвращение в Штутгарт

С нарастающим успехом 356-й модели стало очевидно, что временный завод в Гмюнде недостаточен, чтобы наращивать дальнейший выпуск спортивных автомобилей. В глаза бросались также недостаточная техническая оснащённость австрийских цехов и оказавшиеся экономически затруднительными условия в Альпийском регионе. Даже несмотря на рыночный успех 356/2, Фердинанд Порше сфокусировался на постройке дизельных тракторов и водяных турбин. Он считал, что предприятие быстрее встанет на ноги именно за счёт таких проектов, нежели посредством собственного автомобильного производства. Вопреки мнению отца Ферри Порше верил в успех своей идеи и хотел реализовать замысел, произвести, по меньшей мере, серию из нескольких сотен спортивных автомобилей. Поэтому в 1949 году он задумывает вернуться в крупный автомобильный центр - город Штутгарт.

Porsche 356/2 Gmund-Cabrio (1948-1950)

Пока тогдашний завод Porsche в Цуффенхаузене по улице Шпитальвальдштрассе, 2 использовали американцы, Ферри Порше решается обустроить на ''Порше-Вилле'' временное бюро и небольшой тестовый центр. В конце 40-х Porsche арендовало у местной кузовной фирмы Reutter помещение площадью в 600 кв.м и поручило ей же постройку 500 кузовов. Ферри Порше: ''Вследствие того, что у Reutter не было опыта сварки лёгких сплавов, нам пришлось переключиться на стальные кузова''. Исторический момент: в марте 1950 года в Святой четверг (рел.) из заводского цеха выкатился первый, построенный в Штутгарте, ''Проект 356''.
Porsche 356 (1950)

Производственные мощности Reutter были довольно быстро исчерпаны и к проекту присоединились и другие фирмы, например, Gläser/Heuer, изготавливавшая кузова для 356-х кабриолетов. Автомобиль продавался лучше, чем предполагали его создатели и уже 21 марта 1951 года был изготовлен пятисотый экземпляр. Позднее Ферри Порше довольно подытожит: ''Мы даже в мечтах не могли представить себе, что произведём более 78 000 экземпляров 356-х''.
Porsche 356 A Speedster (1958)

Важным фактором, повлиявшим на успех молодого предприятия, стала ориентированность на экспорт. Уже в 1950 году Ферри Порше отправил в Америку через океан первые машины. А моделью ''Спидстер'' полностью угодил запросам американцев. В 1955 году на неё пришлась половина всех годовых продаж. Наряду с отличной экспортной политикой, катализатором успеха для Ферри Порше также служил автоспорт. Вместо обычной рекламы, он решил дать возможность публике воочию убеждаться в прогрессе Porsche, наблюдая за её гоночными достижениями: ''Экстремальные нагрузки в гонках наглядно показывают слабые места автомобиля и, следовательно, побуждают техников к поиску новых, лучших путей''.
Празднование 25-летнего юбилея фирмы Porsche и изготовления 25000 Porsche. На изображении - Porsche 356 A Coupe (1956), рядом с водительской дверью - Вольфганг Порше, 12 марта 1956 года.



 

Предприниматель Ферри Порше

Ферри Порше всегда очень тонко чувствовал веяния времени и рыночные изменения. В конце 50-х он понял, что какую бы ''фитнесс-программу'' для 356-й модели он ни проводил, всё равно она будет напоминать VW, поэтому у этой модели мало перспектив. Вместо дальнейшего её развития, Ферри Порше решается на создание новой модели, ориентирующейся на известную концепцию воздушно-охлаждаемого боксер-мотора, устанавливаемого за задней осью. Задача была не из лёгких, так как 356-й за какие-то полтора десятилетия успел перейти в разряд
классических моделей.

Фердинанд Александр Порше создаёт Porsche 911, начало 60-х.

В начале 60-х трое из четверых сыновей Ферри Порше, у которых уже были свои дети, пошли по стопам отца и ушли в автомобильную индустрию. Прежде всего нужно упомянуть Фердинанда Александра Порше, работавшего в отделе моделирования на предприятии. С ним Ферри Порше начал прорабатывать стилистику наследника 356-й модели, которую первоначально обозначали как 901, но впоследствии дали индекс 911. Фердинанд Александр рапортовал о совместной работе так: ''Когда я создавал 911 модель, отец стоял за моей спиной с самого начала. И не потому, что я его сын, а потому, что он был во мне уверен. В нём присутствовало исключительное чувство меры, он никогда не любил экстремальных цветов и показных форм''.
Porsche 911 и команда создателей, начало 60-х.

В 1963 году на Международном автосалоне во Франкфурте Porsche представил новый спортивный автомобиль. 911-й по многим аспектам отличался от своего предшественника, и не только оборотистым 6-цилиндровым двигателем. А Ферри Порше радовался, что ''наконец-то может беспрепятственно положить свою сумку для гольфа в машину''.
Ферри Порше со своим сыном Фердинандом Александром рядом с Porsche 911 (1964) и Porsche 911 Carrera 4 Coupe (1993).

Запуск 911-го был для него рискованным мероприятием. В 1964 году Porsche специально для производства данной модели приобрело кузовное ателье Reutter с коллективом в примерно 1000 человек. То, что Ферри Порше разгадал в 911-й потенциальный успех, является, безусловно, его заслугой. Формула успеха Porsche 911 - постоянная эволюция.
VW-Porsche 914 1.7 (1969)

Ферри Порше всегда давал шанс рискованным идеям и проектам. В сотрудничестве с VW компания Porsche создаёт в 1969 году доступный спорткар - VW-Porsche 914. Этот автомобиль тоже имел успех, и, будучи произведённым в количестве почти 120000 экземпляров, 914-й стал одним из самых успешных спорткаров ранних 70-х.
Ферри Порше получает в подарок на своё 60-летие VW-Porsche 914-8, 1969 год.

VW-Porsche 914-8 (1969)

К своему 60-летию Ферри Порше получил в подарок Porsche 914-8 с дефорсированным до 260 л.с. двигателем от гоночного ''Тур 908''. C этого момента и зародилась традиция отмечать дни его рождения эксклюзивными автомобилями. Как-то раз один журналист спросил его, не собирается ли он купить себе собственный Porsche, на что Ферри Порше ответил: ''Я, пожалуй, подожду до своего следующего дня рождения''. Porsche 914-8 с 8-цилиндровым двигателем был произведён всего в двух экземплярах. Тот, который принадлежал Ферри Порше, был выставлен в музее Porsche с 9 апреля по 10 мая 2009 года по случаю юбилея 914-х моделей.
Ферри Порше на внутреннем дворе завода Porsche в Цуффенхаузене, 1968 год.

Среди разработок тех лет, которыми восхищался Ферри Порше, следует отметить переднемоторные модели: 924 и 944, а также 8-цилиндровое купе гран-туризмо 928. Эти модели внесли большой вклад в успех предприятия в 1970-1980 годах. Например, в восьмидесятых, каждый второй Porsche выпускался с переднемоторной компоновкой. Вопрос снижения расхода топлива и выбросов в атмосферу для Ферри Порше также был очень актуален: ''Например, мы используем турбонагнетатель. Мы можем его использовать не только для того, чтобы повысить мощность, но и для улучшения КПД двигателя, что приведёт, в конечном счёте, к уменьшению выбросов в атмосферу и расхода топлива''.


Установка курса на будущее

В начале 70-х годов Порше отстранился от активного руководства, чтобы в дальнейшем определять судьбу предприятия, занимая пост председателя совета директоров. Это место он занимал вплоть до 1990 года, когда руководство взял на себя его сын, Фердинанд Александр. В качестве почётного председателя совета директоров Ферри имел возможность наблюдать за развитием компании вплоть до конца жизни. Представленный в 1996 году центральномоторный Porsche Boxter явился как бы новым воплощением его мечты о небольшой спортивной машине. То, что будущее именно за спортивным автомобилем, он даже и не сомневался: ''Самым последним в истории человечества будет спортивный автомобиль''.
Ферри Порше и Porsche 928, празднование 70-летнего юбилея (1979 год).

Ферри Порше рядом с 1.000.000 Porsche (Porsche 911, ''Проект 993''), 1996 год.


 

 Послесловие

Успешная история сегодняшнего Porsche AG напрямую связана с именем Ферри Порше. Под его началом компания, основанная Фердинандом Порше-старшим, прошла путь от конструкторского бюро до независимого автомобильного производителя. С уходом из жизни Ферри 27 марта 1998 года завершилась ещё одна эра - с конвейера сошёл самый последний Porsche 911 с воздушно-охлаждаемым двигателем.

Porsche 356/2 "Keibl-Cabriolet".

В рамках празднования ста лет со дня рождения Фердинанда Антона Эрнста ''Ферри'' Порше новый музей Porsche решил провести специальную выставку, посвящённую этому событию: с 19 по 31 октября 2009 года здесь состоится демонстрация семи персональных автомобилей, подаренных Ферри на дни рождения. В рамках этой выставки, наряду с уникальными персональными документами и фотографиями, Porsche впервые покажет модель 356/2 ''Keibl-Cabriolet'', с которого Ферри Порше начал серийное производство своих спортивных автомобилей.

Porsche серии 356/2 изготавливались в австрийском Гмюнде в промежуток с 1948 по 1950 год. За это время было собрано, в общей сложности, 52 автомобиля. Кузова для них изготавливались вручную из алюминия.

Porsche 356/2 "Keibl-Cabriolet" - экстерьер и интерьер.

В конце хотелось бы отметить, что для Ферри Порше всегда было очень важно, являясь предпринимателем, оставаться при этом и человеком. Для него эти два понятия не были словами-антагонистами, они скорее гармонично дополняли друг друга. Возможно, именно это и являлось основой всех его успехов. Уйдя из жизни 27 марта 1998 года, он оставил мир как один из выдающихся автомобильных деятелей. Его жизненные достижения увековечены в ''Европейском зале автомобильной славы'', наряду с именами Готтлиба Даймлера, Карла Бенца, Генри Форда или Энцо Феррари.

19 сентября 2009 года Ферри Порше исполнилось бы 100 лет.

 

Фото: Porsche, Volkswagen

Источник: autoweek.ru
counter
Комментарии