Немного из мировой хроники 80-х прошлого столетия
1980 — Террористы захватывают посольство Ирана в Лондоне. Британский спецназ штурмует здание и освобождает 19 заложников.
Умирает Владимир Высоцкий.
В Нью-Йорке у входа в подъезд своего дома несколькими выстрелами в спину убит Джон Леннон.
Выпущены спортивные автомобили Porsche 944 16V и Triumph TR7 Cabrio.
1981 — IBM выпустила первый персональный компьютер.
Появился новый спортивный автомобиль DeLorean Gulf Wing.
Нельсон Пике, отец ныне действующего пилота ''Ф1'' Нельсиньо Пике, завоевал свой первый чемпионский титул в ''Формуле-1''.
1982 — Выходит альбом Майкла Джексона ''Thriller''.
Заработала первая в мире сеть мобильных телефонов.
Японский автогигант Toyota создал в США новый премиум-бренд Lexus.
Кеке (Кейко) Росберг, отец ныне действующего пилота ''Ф1'' Нико Росберга, завоевал чемпионский титул в ''Формуле-1''.
1983 — Выходит альбом ''The Final Cut'' группы Pink Floyd.
1984 — Вернувшийся в ''Формулу-1'' Ники Лауда завоевал свой третий титул чемпиона мира.
1985 — Трагически закончился финал Кубка Европы по футболу между командами Liverpool и Juventus, проходивший в Бельгии – в драке погиб 41 болельщик.
Porsche выпустила модель 944 Turbo.
1986 — Катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Группа Queen выпустила альбом ''A Kind of Magic''.
Контрольный пакет акций Alfa Romeo Industriale перешел в собственность к FIAT Auto S.p.A.
1987 — ''Черный понедельник'' вызвал биржевую панику.
Сильнейший ураган нанес огромный ущерб Великобритании.
Эндрю Ллойд Уэббер написал мюзикл ''Phantom of the Opera''.
Возродилась легендарная фирма Bugatti.
Американская GMC приобрела английский Lotus.
Ferrari выпустила культовую модель F40.
1988 — В возрасте 90 лет умер Энцо Феррари.
Взрыв бомбы на борту американского пассажирского самолета Boeing-747 над городком Локерби в Шотландии. 270 погибших (в очередной раз к ''делу Локерби'' вернулись в этом году - 20-го августа ливийский террорист Абдель Басет аль-Меграхи, отбывавший пожизненное заключение за участие в организации этого взрыва, был освобожден шотландскими властями в связи с тем, что он смертельно болен).
Солист группы Queen Фреди Меркури и оперная звезда Мансерат Кабалье выпустили совместный альбом ''Barcelona''.
Айртон Сенна (да Сильва) завоевал свой первый титул чемпиона мира ''Формулы-1''.
Появился родстер BMW Z1.
1989 — Экологическая катастрофа у берегов Аляски. В океан из севшего на мель танкера ''Exxon Valdez'' вылилось огромное количество нефти.
Компания Ford скупила часть акций легендарной Jaguar.
В продажу поступили первые модели Lexus.
Началось серийное производство родстера Mazda MX-5 Miata.
Это, и многое другое, было очень давно? Возможно! Но влияние того времени мы ощущаем и сегодня. К автомобилям, особенно спортивным, это имеет самое непосредственное отношение. Многие из них являются настоящими произведениями инженерного и дизайнерского искусства, некоторые стали примером для подражания на многие годы, а некоторые наиболее редкие и выдающиеся стали экспонатами музеев и частных коллекций.
EV
avtomir.zahav.ru
Десятка лучших спорт-каров 80-х по мнению журнала Sports Car International Уже идет третье десятилетие, но эти автомобили оставили свой след в автомобильной истории. 80-е были годами подъема в автомобилестроении.
Только настоящие производители суперкаров, такие как Porsche и Ferrari могли оставаться на гребне волны, но их ценовая политика удерживала многих людей от покупки, поэтому такие автомобили оставались экзотикой.
Как результат такой политики, появилось понятие доступного но мощного автомобиля. И первой ласточкой в этом направлении стал VW Golf GTI - достаточно качественный хэтчбек, в котором сочетались хорошая мощность и подъемная для многих цена. Это был правильный тип автомобиля, подходящий для Европы того времени. Родстеры того времени уступали спортивным седанам. Вообще, в 80-е не хватало мощных родстеров. Mazda Miata завоевала популярность уже в 90-х. В то же время, недостатка в мощных автомобилях не было.
Вот Top-10 автомобилей по мнению Майкла Линча:
1. Ferrari F40
2. Porsche 911 Carrera
3. Ferrari Testarossa
4. Porsche 928 S4
5. Chevrolet Corvette (C4)
6. Alfa Romeo GTV6
7. Datsun 280 ZX Turbo
8. Lotus Esprit Turbo
9. Renault R5 Turbo
10. Toyota MR2
"80-е не отличались хорошими новостями для спортивных автомобилей" - говорит Майкл. Многие производители ленились переделывать свои автомобили под более жесткие требования США по загрязнению окружающей среды. Porsche 959 был отличным автомобилем того десятилетия, но за исключением экспертов и небольшой группы журналистов, ни кому не довелось поездить на этом автомобиле в США. Другой не менее сильный претендент - это Lamborghini Countach, к тому времени уже был 10-летним, и несмотря на предлагаемые доработки, модель была уже слишком старой и имела слишком много недостатков на мой взгляд." Ferrari F40 - это прямой ответ на Porsche 959. "Итальянцы уже шли в правильном направлении, построив 288 GTO. F40 довел идею до нужного уровня: 478 л.с. и 2500 фунтов веса говорят сами за себя. Сейчас, F40 дешевле чем 288 GTO, но это всего лишь потому что их было сделано почти в 4 раза больше.
Одной из компаний, которой действительно удалось поймать 80-е, была Porsche. Наверное, лучшим примером того служит модель 1984 года 911 Carrera. Майк комментирует: " Carrera подняла мощность спортивных автомобилей на новую ступень, объем двигателя вырос на 50%, а мощность удвоилась! Carrera была по-своему уникальным автомобилем, Porsche продолжали расширять свою потенциальную аудиторию, которой нравился несколько непрактичный дизайн."
Следующие автомобили уже находятся уровнем ниже, но они попали в 10-ку. Безусловно это Ferrari Testarossa, хотя там не было супер-мощности, но это был очень дружелюбный супер-автомобиль, которым к тому же было легко управлять. Рулевое и сцепление этой модели чрезвычайно легки, может быть даже чересчур. Широкие колеса и широкий двигатель делали комфортной езду по широким дорогам.
Porsche в то время возлагал большие надежды на 928-ю модель, но она "не попала в рынок". Американцы были захвачены 911-й мистикой и 928-я казалась им слишком большой пилюлей, чтобы ее можно было проглотить. Возможно, этому автомобилю повезло меньше всего, и в Америке его покупали очень мало, несмотря на надежды производителя.
В отличии от Porsche с 928-й моделью, Chevrolet с его Corvette 1984 года повезло гораздо больше. "Джери Палмер наконец-то сумел избавиться от карикатурного стиля автомобиля, и новая подвеска начала соответствовать общепринятым стандартам. Корвет получил более персонализированный внешний вид и стал узнаваемым автомобилем."
Шестое место Майкл отдал, одному из недооцененных автомобилей того десятилетия - Alfa Romeo GTV 6: "4-х цилиндровый GTV был хорошим автомобилем, но V6 - просто преобразил его." Мощность Porsche 924 Turbo теперь предлагалась за гораздо меньшие деньги, к тому же Alfa лучше рулилась. Однако Alfa(e) не удалось завоевать Америку, тому виной прежде всего стиль и оформление.
На предпоследнее место Майкл поставил Renault R5 Turbo (с "центральным" мотором - двигатель стоял вместо задних сидений, прим. редакции avtomir.zahav.ru). Это была ограниченная версия, некоторым нравилось иметь что-то сумасшедшее, и турбированный Renault как раз подходил для этого. Такой дизайн конечно же мог понравиться только французу. Автомобиль пропитан духом Мини, но ему не удалось достичь таких высот.
И завершает десятку Майкла - Toyota MR2: "Что-то такое должно было быть для небогатых людей, и Toyota смогла сделать автомобиль со средним двигателем, с открытым верхом, да еще при цене менее 10-и тысяч долларов. Трудно поверить, что японцы смогли такое построить."
Питер Брок
1. Porsche 959
2. Porsche 911 Turbo
3. De Tomaso Pantera
4. Ferrari 328
5. Renault R5 Turbo
6. Chevrolet Corvette (C4)
7. Porsche 944
8. Audi Quattro
9. Toyota MR2
10. Shelby 427 Cobra
Учитывая инженерное прошлом Питера, не удивительно, что он поставил Porsche 959 на 1-е место в своем списке. "Когда дебютировал этот автомобиль, он был наиболее продвинут в техническом плане среди всех выпускавшихся в тот момент автомобилей. Плюс 959-й принимал участие в ралли Париж-Дакар, соревнованиях класс GT и супер-скоростных гонках по автобанам. 959-й открыл дорогу новым супер-мощным полноприводным автомобилям".
С учетом того, как Питер нахваливал 959-ю модель за технологические новинки, странно видеть, что второе место было отдано 911-й. Здесь все решила доступность: "Turbo было привезено в США из Европы. Я однажды владел такой машиной... 1 день... после чего она была украдена из закрытого гаража. Это один из лучших автомобилей, которым мне довелось управлять на городской улице, он так и продолжает тянуть даже тогда, когда обычный атмосферный двигатель уже бы сошел на нет. 140 миль в час наступили так быстро, что мне подумалось, что придется много времени проводить в тюрьме если я оставлю этот автомобиль. Но Бог, как мне нравилась эта машина!"
Хотя De Tomaso Pantera дебютировала в начале 70-х, она по-прежнему была в хорошей форме, и различные предлагаемые модификации только способствовали этому. "Хотя у этого автомобили были мелкие недостатки, он до сих пор остается отличной покупкой. Где еще Вы найдете американский V8 в такой бессмертной упаковке?"
Как насчет Renault R5 Turbo? "Мне нравятся хот-роды, особенно те, которые строились прямо на заводе. Их присутствие говорит о том, что есть люди, для которых главное мощность, а не внешний вид. Не так уж много этих французских ракет попало в США, поэтому они стали настоящим сокровищем для тех, кто купил их в свое время. Если Вы когда-нибудь ездили по Франции, то Вы поймете за чем был создан этот автомобиль. Да здравствует, Франция!"
Что касается C4 Corvette, то: "Это определенно один из самых выдающихся корветов, которые когда либо производились. У него был не только революционный внешний вид, но и технически он был выполнен отлично. Он был сделан группой энтузиастов из GM, которые понимали в чем истинная ценность автомобиля гораздо больше чем те, кто управлял компанией."
В отличии от Майкла, Питеру показалась недооцененной не 928-я а 944-я модель Porsche. "Это одна из самых прекрасных машин, которой мне довелось порулить. Она не была воспринята рынком из-за расположения мотора спереди. Поэтому же она отвергалась элитными фанатами 911-й модели. 944-я с половиной двигателя от 928 под капотом и полностью переработанной подвеской и тормозами, могла бы стать просто хитом продаж."
Итак, Вы наверное уже сгораете от нетерпения чтобы услышать объяснения Питера по поводу включенной в список Shelby 427 Cobra. Вот что он говорит самому себе: "Я знаю что это было не лучшее время для 427-й, но Вам нужно посмотреть на этот автомобиль глазами энтузиаста. Форд выпускал Cobra(ы) с оглядкой на GT40 1965-го года. Этим многое объясняется. Но достаточно дорогая открытая 2-местная Cobra не имела особого успеха. Многие владельцы этих редких автомобилей уже начали продавать свои машины дешевле их реальной стоимости. Так было до 80-х, когда люди начали понимать историческую ценность Cobra. Кроме этого, и в 80-е 427-я модель была одной из самых горячих на дороге, особенно на скорости около 165 миль в час."
Ян Квах
1. Porsche 959
2. Ferrari 288 GTO
3. Mazda RX-7
4. VW Golf GT1
5. Audi Quattro
6. BMW M3 (E30)
7. BMW M5 (E28)
8. Ford Sierra RS Cosworth
9. Mercedes-Benz 2.5-16
10. BMW M1
959-й порше был наиболее технически продвинутым автомобилем того времени, там использовалась электроника, гидравлика и полный привод. Время показало, что комплексная конструкция может привести к недешевому ремонту."
Следущим автомобилем в списке Яна идет "Ferrari 288 GTO" - прямой конкурент Porsche в группе "B", элегантный настолько, насколько брутальным был его предшественник F40. Основанный на 308 GTB, этот автомобиль зарекомендовал себя как дорожный GT всех времен.
Наверное Вы помните что Mazda RX-7 занимала 7-е место в 70-х, так что же она делает тут? Первое поколение RX-7, построенное в 80-е повторило успех японцев. Роторный двигатель был быстрым как ракета, ход автомобиля плавный и цена приемлемая. Однако большие требования к топливу снизили его привлекательность на американском рынке.
По мнению Яна, VW Golf GTI оставил свой след в автомобильной истории. "В то время было не так уж много доступных спортивных автомобилей. И выход VW Golf GTI был очень своевременным. Дитя поздних 70-х, Golf достиг бессмертия именно в 80-е. И этот феномен жив и по сей день".
5-й номер в списке Яна - Audi Quattro: "Победа в чемпионате по ралли, это отличный способ поднять продажи автомобиля. Audi доказали, что полный привод может делать свое дело. Сегодня это легенда живет в Европе."
Выбор BMW, иллюстрирует тенденцию 80-х - переход к простому дизайну спортивных автомобилей: "Первое поколение M3 (с кузовом Е30) обладало отличным мотором и фантастическим управлением. Этот автомобиль завоевал немало трофеев на спортивных соревнованиях.
Единственный автомобиль, который мог побить М3, в классе "туризмо" был Ford Sierra RS Cosworth." Этот автомобиль никогда не был в США, однако в США выпускался его менее тюнингованный аналог. "RS позволял энтузиастам осуществлять их мечты, турбированный 204-сильный двигатель легко переделывался на почти 400 л.с."
BMW M5 был не обычным седаном, согласно Яну - это был "оригинальный супер седан". Он обеспечивал великолепные ощущения от езды, наверное лучшие за всю мою карьеру тест-пилота.
Винстон Гудфеллоу
1. Ferrari F40
2. Audi Quattro
3. Ghia Barchetta
4. Porsche 959
5. Ferrari 288 GTO
6. Renault R5 Turbo
7. Lamborghini Countach
8. Toyota MR2
9. Ferrari Testarossa
10. Porsche 928 S4
"Ferrari F40 - это самый мощный автомобиль 80-х. Он был создан только с одной целью - быть чертовски быстрым, чтобы пугать находящихся в нем и окружающих. Плюс он фантастически выглядит. Кроме того, это был последний автомобиль, построенный под руководством самого "комендаторе" (Enzo Ferrari)".
2-е место, отданно Audi Quattro. Винстон комментирует: "Этот автомобиль создал революцию в мире раллийных автомобилей, за счет использования полного привода."
Ghia Barchetta произвел целый фурор на выставке. "Без него не было бы такого замечательного автомобиля, как Mazda Miata". Ford получил более 5000 заказов во время выставки во Франкфурте. Эти заказы так и не были выполнены, и тогда Mazda выпустила свой Miata. В конце концов, из прототипа Ghia Barchetta вырос такой автомобиль как Mercury Capri.
Porsche 959 получил свое место за технологические преимущества: "Этот автомобиль подошел очень близко к магической отметке - 200 миль в час."
Ferrari 288 GTO прекрасно выглядит и до сих пор: "Это самый красивый из автомобилей, когда либо построенных Ferrari". Когда он был представлен в Женеве, весь тираж разошелся буквально за минуты, с тех пор эта машина продается значительно дороже чем заявленная цена.
Renault R5 Turbo получил свое место благодаря тому, что Винстон опробовал его за баранкой: "Отличный в управлении автомобиль. В умелых руках он словно прилипает к дороге. Удачный эксперимент раллистов. Культовая классика."
До сих пор, никто так высоко не поставил Lamborghini Countach, несмотря на то, что позже этот автомобиль получил полноприводную комплектацию. Винстон: "До сих пор в Америке вспоминают показанный по ТВ ролик в 60-ти минутах, нет - это не был спецэффект, это были реальные 180 миль в час."
"Ferrari Testarossa - буквально поразила всех в Париже в 84-м. Спустя несколько месяцев все хотели иметь такие же зеркала и полоски на боках."
Дэл Коатес
1. Ferrari 288 GTO
2. Ferrari 328
3. Porsche 911 Turbo
4. BMW M6
5. Honda CRX Si
6. VW Rabbit GTI
7. Lamborghini Jalpa
8. Chevrolet Corvette (C4)
9. Lotus Esprit Turbo
10. De Tomaso Pantera
Дэл известен, прежде всего, как дизайнер, поэтому он выбирал свой список во многом полагаясь на свой вкус. Однако, не исключались и общие понятия такие как доступность, что объясняет 5-е и 6-е места Honda CRX Si и VW Rabbit (Golf) GTI. "Я думаю, Ferrari 288 GTO просто один из самых лучших автомобилей. Он гораздо красивее чем Testarossa". Этот же аргумент позволил определиться и со вторым местом. " Ferrari 328 не только выглядит потрясающе, но еще и вполне подъемна по цене."
911-й Porsche был выбран вместо 959 тоже благодаря своему внешнему виду. "Мне всегда казалось что внешне с 959-й моделью что-то не так. Похоже в нем просто нет духа Porsche. Бессмертный внешний вид, привлек мое внимание и к BMW M6, спойлеры которого только добавляют агрессии".
Honda CRX была выбрана за то что это маленькая ракета, с доступной ценой, к тому же во второй версии было очень много сделано для улучшения стиля. Новый дизайн хэтчбека Prius - это просто копия CRX, к тому же Honda справилась с этим лучше, чем Toyota."
Конечно если бы удовольствие от езды было бы более важным фактором, VW GTI был бы впереди, а так он идет сразу за Honda(ой).
Дэл конечно не является фанатом Corvette(а) 4-го поколения, но его стильные линии позволили попасть этому автомобилю в список. "С4 был радикально лучше, чем предыдущая модель. Это был первый автомобиль, когда дизайнеры адаптировали европейскую внешность на американский автомобиль."
Lotus попал сюда, благодаря тому, что наш дизайнер был на фабрике и видел как собирают эти автомобили из углепластика. "Они буквально берут две углепластиковые формы и соединяют их вместе - это такая элегантная концепция. Конечно же, мне нравится внешний вид этого автомобиля."
Читайте также
Эрик Густафсон
1. Porsche 959
2. Ferrari 288 GTO
3. VW Rabbit GTI
4. Audi Quattro
5. Ferrari F40
6. BMW M3
7. Porsche 911 Carrera
8. Toyota MR2
9. Renault R5 Turbo
10. Lamborghini Countach
Эрик утверждает, что 80-е были эпохой группы "B". Что ж, это объясняет почему Porsche 959 и Ferrari 288 GTO на самом верху. И Audi Quattro тоже на высокой позиции. "Ferrari 288 GTO - великолепный автомобиль, представляющий собой мостик между старым и новым поколением автомобилей Ferrari".
Rabbit (Golf) получил свое место благодаря исторической значимости. "Как часто запуск нового автомобиля означает запуск в серию целого класса? Конечно Вы можете сказать, что первопроходцем был Mini, но он не был хэтчбеком".
"Тот факт что Audi омологированный автомобиль, позволил поставить мне его на такое место. Конечно же полный привод помог этому автомобиле выиграть не одно ралли. Кого волнует, что он выглядит не очень? Наверное, на то были свои причины."
Так же Эрик поступил и с BMW M3 и Renault R5 Turbo, так как эти автомобили тоже были омологированы. "Во многом E30 это достижение для BMW: выглядит замечательно, рулится прекрасно, и в гоночном смысле, мало автомобилей способны составить ему конкуренцию. R5 Turbo? Мне нравится идея запихнуть столько мощности в такой маленький автомобиль. Это как-то дико, но в этом и есть притягательная сила этого автомобиля, к тому же цена подходящая даже для недавних выпускников колледжа".
"Countach? Ну без этого автомобиля трудно представить себе мир супер-каров. Наверное, без него бы и не было сегодняшних супер автомобилей."
Мнения читателей журнала Sports Car
1. Ferrari F40
2. Ferrari 288 GTO
3. Porsche 959
4. Ferrari Testarossa
5. BMW M3
6. Porsche 944
7. Audi Quattro
8. Lotus Esprit Turbo
9. Toyota MR2
10. Chevrolet Corvette (C4)
Итак, первые три места практически такие же, c небольшими перестановками. Однако Ferrari Testarossa получила больше читательских голосов, чем у экспертов. BMW M3 и Porsche 944 тоже набрали немало голосов. И что интересно, Lamborghini Countach вообще не попал в список.
Ferrari 288 GTO видимо, единственный автомобиль который позволяет владельцу улыбаться даже во сне. В тоже время Porsche 959 - был просто лабораторией на колесах. Testarossa имела инновационную систему охлаждения, что положительно сказалось на внешнем виде. Toyota MR2 предлагала необычный дизайн за небольшую сумму. Audi Sport Quattro - чемпион мира по ралли в 1982 и 1984 годах, что еще сказать?
Итоговая таблица экспертов журнала Sports Car:
1. Porsche 959
2. Ferrari 288 GTO
3. Ferrari F40
4. Audi Quattro
5. VW GTI
6. Porsche 911 Turbo
7. Ferrrari 328
8. Renault R5 Turbo
9. Chevrolet Corvette
10. Porsche 911 Carrera
По материалам журнала Sports Car International