Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Автомир

А
А

Встретились как-то немец и русский: сравниваем Mercedes W123 и "Волгу" ГАЗ-24-10

В этих близких по габаритам и назначению седанах отлично проявляется разница между СССР и Западом. На Mercedes ориентировались автопроизводители всего мира. А Волга просто ездила по необъятным российским просторам, являясь объектом вожделения для рядовых

01.10.2019
Источник:Колеса.ru
Creative Commons

У Mercedes-Benz и ГАЗ есть немало общего: периоды зарождения и развития марки, консервативный подход, одновременное производство легковушек, грузовиков и даже лимузинов... Однако очевидное отставание советских машин от иномарок не дает возможности корректно сравнивать машины одинаковых модельных лет: игра получится исключительно в одни ворота. А вот если их развести примерно на десятилетие, складывается немного более интересная ситуация.

Фото: Wikipedia


Но почему даже с учетом разницы в возрасте мы решили столкнуть лбами с Мерседесом под заводским индексом W123 именно Волгу модели 24-10, а не более престижную "тридцать первую"?

Ответ прост: в негласной табели о рангах у собственных производителей W123 и "двадцать четверка" стояли ближе. Обе модели, к примеру, выпускались в том числе с кузовом универсал, а также много лет трудились в такси, чего не скажешь про "номенклатурный" ГАЗ-3102, ежегодный тираж которого к тому же искусственно ограничили на уровне всего 3000 (!) автомобилей в год.

Фото: Wikipedia


Немаловажно помнить, что даже обеспеченные советские граждане могли приобрести максимум "десятку", а об "обкомовской" Волге не могли и мечтать. Поэтому и "сто двадцать третий", и ГАЗ-24-10 могли считаться "автомобилями из автомагазина для обычных, но состоятельных людей", пусть и живущих в одно время по разные стороны железного занавеса. Его-то мы сегодня и попробуем приподнять, проанализировав особенности советского и немецкого седана.

Немного истории

В начале 1976 года состоялась официальная премьера нового семейства легковых автомобилей старейшей немецкой марки. "Сто двадцать третий" пришел на смену седанам W114/W115, и многие технические особенности новинки, которые мы рассмотрим ниже, по меркам середины 70-х были весьма прогрессивными.

Этот автомобиль пережил рестайлинг в 1982 году, а преемник класса под индексом W124 вставал на конвейер как раз в то время, когда в СССР запускали в производство обновленную двадцать четверку под индексом 24-10. Баржа-долгожительница сходила с конвейера вплоть до 1992 года, когда заметное косметические обновление разработали уже и для cто двадцать четвертого. Всего с 1976 по 1986 год было выпущено свыше 2,7 миллиона W123, что позволяет считать именно эту модель самой массовой в истории марки.

Фото: Wikipedia


ГАЗ-24-10 с полным пакетом обновлений начали выпускать лишь в 1986-м – то есть, как раз в то время, когда производство всех вариаций W123 было полностью прекращено

Модернизированная 24-ка появилась заметно позже первого W123, но по совершенно другим причинам. По сути, эта модель стала этакой "незаконнорожденной дочкой" завода вследствие того, что новая модель ГАЗ-3102 по ряду причин никак не запускалась в серийное производство, да еще и чиновники высокого ранга были категорически против, чтобы их персоналка работала в такси и даже попадала в частные руки. Волей-неволей конструкторам ГАЗа пришлось осовременивать старую Волгу, используя прежний кузов и внедряя в него более совершенные агрегаты от ГАЗ-3102.

Так машина стала чуть более современной внешне, сохранив узнаваемый облик обычной «двадцать четверки», в то время как статусная «ноль вторая» с прямоугольной оптикой и широкой хромированной решеткой радиатора стояла особняком, отличаясь от прежней модели не только начинкой, но и кузовом, хотя основа осталась прежней – всё от той "двадцать четверки". За два с половиной десятилетия производства (до апреля 1992 года) был выпущен 1 481 561 экземпляр Волг двадцать четвертого семейства всех модификаций (включая и "дорестайлинговый" ГАЗ-24), поэтому считаться столь же массовым автомобилем, как "сто двадцать третий" Мерседес, советская машина не может. Что, впрочем, не мешает ей быть одним из самых массовых седанов СССР.

Снаружи

Обе машины были достаточно статусными – каждая в свое время и в своей стране, разумеется. При этом дизайн трехобъемных кузовов в целом консервативен и у Мерседеса, и у Волги, хотя свежих решений во внешности машин хватало.

У W123 с дизайном от Бруно Сакко ощущается внимание к деталям: увязанные с решеткой четыре круглые фары в горизонтальных корпусах (вместо вертикальных светоблоков на 115-м), которые затем уступили место блок-фарам, элегантная рифленая задняя оптика и хромированные молдинги по кругу.


Характерная деталь Мерседеса – молдинги на поясной линии. У Волги такие же можно было встретить только на предсерийных прототипах ГАЗ-3102

Торчащие бамперы выдают Mercedes, предназначенный для американского рынка с его специфическими требованиями безопасности

Волга же – настоящий пришелец из шестидесятых с узкими стеклами и трогательно-наивными фарами ФГ-140 на передке, поскольку и прямоугольная оптика, и крупные задние фонари полагались по статусу лишь «тридцать первой».

Прототип 24-10 получил и прямоугольные фары, и заходящие на крыло поворотники, и крупную заднюю оптику. Ничуть не хуже "Мерса"! Увы, в реальности все эти детали остались старыми

Тем не менее, внешность старой Волги при модернизации осовременили с помощью отдельных штрихов – это пластиковая решетка, установленные заподлицо дверные ручки, большие колпаки, отсутствие передних форточек и отдельных "габаритов" спереди, широкие шины размерности 205/70 R14.

Интересно, что габаритная длина кузова совпадает практически полностью: 4725 мм у Мерседеса и 4735 мм у ГАЗ-24-10.

Правда, не стоит забывать, что Мерседес выпускался не только в виде седана и универсала, как советская машина, но и с чуть более коротким кузовом типа купе-хардтоп без центральной стойки, и даже мог быть удлиненным семиместным (!) четырехдверным седаном с колёсной базой 3425 мм.

Фото: Wikipedia


Внутри

Мерседес – это на удивление современная эргономика и внимание к мелочам. Для немецкого седана характерны удобная посадка водителя и большое четырехспицевое рулевое колесо. Хотя базовая комплектация при этом была крайне бедной - механические стеклоподъемники и аналоговые часы вместо тахометра.

На тахометре - без двадцати два: крупные стрелочные часы прямо в комбинации приборов в то время были нормой на базовых версиях многих европейских машин, включая даже Mercedes

За доплату же Мерседес предлагал своему клиенту куда больше, чем мог представить водитель Волги даже в своих самых смелых фантазиях.

В ДЛИННОМ ПЕРЕЧНЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НЕМЕЦКОЙ МАШИНЫ - ТАКИЕ ОТНЮДЬ НЕ "РЕТРО" ОПЦИИ, КАК ТЕЛЕФОН, КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ, КРУИЗ-КОНТРОЛЬ, СИГНАЛИЗАЦИЯ, ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ, ABS, ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СТЕКОЛ, ПОДОГРЕВ И ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕДНИХ СИДЕНИЙ. НУ А УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ, ЛЮК В КРЫШЕ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАМОК, АТЕРМАЛЬНЫЕ СТЕКЛА И ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИ В ТО ВРЕМЯ БЫЛИ ДЛЯ MERCEDES ОБЫЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ОСНАЩЕНИЯ.

Качество отделочных материалов было высоким независимо от комплектации, а по компоновке передней панели и форме центральной консоли, появившийся в 1976 году, Mercedes не воспринимается безнадежно устаревшим автомобилем и в наше время. Чего стоят одни лишь круглые дефлекторы системы с характерными "соплами", которые сейчас снова вошли в моду у автомобилей из Штутгарта.

Обычной Волге в то время еще вовсю полагалась прямая и твердая приборная доска, а вот ГАЗ-24-10 получил куда более интересный и приятный интерьер, стилистически напоминавший салон ноль второй.


Конечно, до Мерседеса салону модернизированной Волги было далеко, но благодаря царству пластика и современному дизайну торпедо она уже воспринималась как полноценный автомобиль восьмидесятых годов, чему способствовали и более высокие передние сиденья с подголовниками и тканевой отделкой.​

Эргономические огрехи никуда не делись – трехспицевая «баранка» с массивной ступицей стояла с таким же перекосом, а даже невысокий водитель подпирал головой потолок. Тем не менее, по сравнению с 24 это был заметный шаг вперед. Правда, о комплектации советской машины в одном разделе с Мерседесом лучше не вспоминать: часы и обогрев заднего стекла – вот, пожалуй, и все, что могла предложить Волга для дополнительного комфорта водителя.​

Техника

Вводные данные звучат похоже: несущий кузов, продольно расположенный спереди двигатель и привод на задние колеса.

Однако Mercedes – это целая россыпь бензиновых и дизельных четырёх-, пяти- и шестицилиндровых моторов, рабочий объем которых нашел прямое отражение в индексах, обозначающих модель – 200, 230, 240, 250, 280 и 300.​

Если мощность базового двухлитрового дизеля составляла более чем скромные 55 л.с., то 177-сильная версия 280E с впрыском топлива Bosch K-Jetronic набирала сотню с места за 9,5 секунд и разгонялась до 200 км/ч! То есть Mercedes был мощнее "врага номер 1" в лице BMW 528 E12 (165 л.с.) и не уступал пятерке по динамическим характеристикам. Правда, за 280Е нужно было отдать 26 895 дойчмарок, в то время как пятьсот двадцать восьмая стоила 23 360 марок. В одном из нескольких сравнительных тестов среднеразмерных седанов от немецкого журнала Auto Motor und Sport в 1976 году Mercedes 250 и BMW 525 набрали совершенно одинаковые 476 баллов: "сбалансированные качества во всех областях обеспечивают Mercedes с BMW первое место".

Если в 1976 году Мерседес буквально не сходил со страниц немецких автоизданий, то про Волгу в советской прессе можно было найти лишь несколько скупых заметок. Зато в июльском номере журнала "За рулем" за 1985 год в новостной рубрике невольно пересеклись 24-10 и W124!

Быстро Мерседес мог ездить и на солярке, ведь в октябре 1980 года появилась версия 300 TD Turbodiesel мощностью 125 л.с., оснащавшаяся исключительно автоматической коробкой передач, которая была доступна в качестве опции и для других моделей W123.​

Двигатели Волги были плодом модернизации прежних агрегатов ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-24-01Д, «переняв» новый блок и гильзы цилиндров от модели ГАЗ-3102. Также моторы получили увеличенные клапаны с двойными пружинами, новый распредвал с изменённым профилем кулачков и демпфер коленчатого вала, призванный гасить крутильные колебания. Впрочем, это не всё: можно вспомнить новый генератор, бесконтактную систему зажигания и более совершенный карбюратор. В итоге ЗМЗ-402.10 развивал на бензине АИ-93 100 л.с., а дефорсированный вариант ЗМЗ-4021.10 - 90 л.с.​

Фото: Wikipedia


Вот, пожалуй, и все, что можно сказать про гамму двигателей или моторные отличия этой Волги от предшественницы. Справедливости ради вспомним здесь про техническую инновацию старшей сестры ГАЗ-3102 – форкамерно-факельное зажигание, которое на тот момент предлагали считанные мировые производители. Правда, форкамера оказалась слишком капризной и не особо жизнеспособной, да и модели 24-10 она так не досталась.

Почему же Мерседес в одном и том же кузове предлагал около десятка различных двигателей, а ГАЗ – нет? Вопрос риторический: в условиях рыночной экономики немецкая компания была вынуждена создавать машины для людей с различным доходом и запросами, а в случае с Волгой такой необходимости не было. Ведь несмотря на 19 секунд до сотни, советская машина стоимостью 16 360 рублей вполне находила своих счастливых покупателей, хотя и стоила вдвое дороже самых популярных Жигулей шестой модели.

Большое внимание конструкторы Mercedes уделили безопасности водителя и пассажиров. Еще до того, как 1 января 1976 года в ФРГ приняли закон об обязательной установке ремней безопасности для передних пассажиров, они были заложены в конструкцию машины на ранних стадиях производства. Кроме того, кузов получил запрограммированные зоны деформации, которые поглощали энергию удара, а в качестве опций появились такие важные с точки зрения безопасности элементы, как подушка безопасности и антиблокировочная система. Интересный момент: для снижения риска возгорания в случае ДТП бензобак перенесли под заднее сиденье. Словом, на тот момент W123 был в числе самых безопасных автомобилей в мире.

Главное, что отличало "сто двадцать третий" от предшественников – конструкция кузова. Крыша, боковые стойки и остальная силовая структура работали, прежде всего, на безопасность водителя и пассажиров

ГАЗ-24-10 получил усовершенствованную ходовую часть с увеличенным кастором в передней подвеске, которой поделилась новая Волга под индексом 3102, и широкопрофильные радиальные шины размерности 205/70 R14 от неё же. От тридцать первой по наследству обновленной машине также достались новый главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель вместо старого гидровакуумника, а в привод задних тормозов добавили регулятор давления. На части машин появились дисковые передние тормоза и усиленное сцепление. Разумеется, "всеволговские" рессоры сзади при этом остались на прежнем месте.​

ПЕРЕДНЯЯ НЕЗАВИСИМАЯ ПОДВЕСКА ВОЛГИ ВЫПОЛНЕНА СО ШКВОРНЯМИ, А ЗАДНЯЯ – ЗАВИСИМАЯ РЕССОРНАЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК У МЕРСЕДЕСА И СЗАДИ, И СПЕРЕДИ – НЕЗАВИСИМЫЕ ПОДВЕСКИ.

Все, что роднит подвески Mercedes (слева) и Волги – цилиндрические пружины (спереди) и телескопические амортизаторы

Хоть и со шкворнями, но доработанная подвеска вкупе с новыми шинами помогла Волге обрести некое подобие управляемости – если на двадцать четверке водитель просто задавал направление, то здесь он уже руководил процессом. Правда, после модернизации машина стала чуть жестче и уже не так величественно плыла над дорогой, как прежняя "баржа". Однако в сравнении с Жигулями и Москвичами и плавность хода, и шумоизоляция горьковской машины была выше на порядок.

Для советских граждан такая Волга была пределом мечтаний вплоть до конца восьмидесятых годов

А что Mercedes? На легендарных безлимитных немецких автобанах W123, с доставшейся ему от первого S-класса (W116) классической двухрычажкой спереди и косыми рычагами сзади от предшественников W114/W115, не только мог, но и умел ездить на высоких скоростях. Вопреки распространенному стереотипу, именно 123-й управлялся очень точно и предоставлял водителю настоящее удовольствие от этого процесса. Омрачить его мог только физический износ деталей подвески – возможно, именно поэтому у нас считалось, что по сравнению с пятеркой BMW Е28 он «не рулится». Такому общественному мнению наверняка поспособствовали убитые экземпляры, которые в лихие девяностые наматывали последние сотни тысяч километров на своих колёса уже на наших дорогах. Не зря ведь немецкие журналисты во время теста модели 280Е подметили, что "даже в быстрых поворотах новый комфортабельный Mercedes сохраняет стабильную управляемость".​

Фото: Wikipedia

Читайте также


Впрочем, Волге не было никакой нужды сохранять стабильность на высоких скоростях – во-первых, потому что по-настоящему быстро в СССР было ездить практически негде, некуда и незачем. Во-вторых, таксисты или наёмные водители (не говоря уже о частниках!) ценили престижную Волгу за комфорт, высокую грузоподъемность и нечувствительность к плохой дороге. Конечно, Мерседес также славился отменной плавностью хода, но… каждому – своё. В этих близких по габаритам и назначению седанах отлично проявляются идеологический и временной разрывы в подходе к проектированию и использованию автомобилей, существовавшие тогда между СССР и Западом. Тем более, не будем забывать, что речь идет про Mercedes, на который ориентировались остальные производители всего мира. «Звезда задавала планку», а Волга просто ехала по просторам необъятной Родины, выполняя задачи планово-административной экономики и одновременно являясь объектом вожделения для рядовых автолюбителей.

Подытожить разницу между этими автомобилями нам поможет еще одна цитата из журнала Auto Motor und Sport: "Успех продаж небольшого Mercedes неудивителен. Высокое качество кузова, безопасная езда и превосходный комфорт - это качества, которые в этой идеальной комбинации не предлагает ни один другой производитель. И поэтому звезда над решеткой снова не обманывает".

Олег Полажинец

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке