Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+7

Автомир

А
А

"Лунная иллюзия" или почему автомобили почти всегда симметричны

Взглянем на любой автомобиль спереди или сзади. За редкими исключениями, их форма симметрична. Те автомобили, которые пытаются пренебречь этим правилом, терпят ужасный крах при продажах. Но может быть они все же не должны быть такими - кто запрещает?

02.08.2018
Источник:autoutro.ru
Creative Commons

За очень редким исключением автомобили, как правило, симметричны. Так сложилось с самого начала. Те автомобили, которые пытаются пренебречь этим устоявшимся законом, терпят ужасное поражение — взгляните хотя бы на Nissan Cube. Но может быть автомобили все же не должны быть столь симметричны — кто им запрещает?

Nissan Cube. Фото: Getty Images


Сейчас многие из вас наверняка подумают: "Симметричные машины просто красивее". И вы будете правы, однако стоило бы задаться вопросом, почему они кажутся нам красивее. Человечество создало большое количество вещей, далеких от осевой симметрии, и многие из них кажутся нам красивыми: здания, одежда, различные потребительские товары — поэтому, все-таки, почему именно автомобили?

Существует очень мало исследований на тему того, почему же так происходит, но у обозревателя Jalopnik Джейсона Торчински есть собственная любимая теория, которую он предлагает нашему вниманию. И она даже имеет отношение к Луне.

Да, действительно, это имеет отношение к так называемой "лунной иллюзии", но только в своей базовой идее. "Иллюзия Луны" возникает тогда, когда мы видим лунный диск низко на горизонте, и он кажется нам гораздо больше, чем на самом деле. Если вам случалось видеть гигантскую Луну на горизонте, а затем пытаться сфотографировать её на камеру телефона, вам должно быть знакомо ощущение разочарования при взгляде на крохотную Луну на снимке. Наш мозг по какой-то причине заставляет Луну у горизонта казаться значительно больше.

Не существует общепринятого объяснения этого эффекта, кроме единого мнения, что иллюзия зарождается внутри нашего мозга, в отличие от любого оптического эффекта. Одна из теорий кажется наиболее убедительной. Это концепция глазодвигательной микропсии, принадлежащая профессору психологии Дону МакКриди. Сама теория достаточно сложная, но ее основная часть о том, как наш мозг привязан к восприятию объектов у горизонта в зависимости от сигналов расстояний и тому подобного. Детали здесь не особенно важны, но это указание на фундаментальную особенность восприятия окружающего мира нашим мозгом, которая сохранилась ещё со времён, когда все мы были охотниками и добычей.

"Операционная система" нашего мозга сформировалась в результате миллионов лет жизни млекопитающих, и большую часть этой жизни мы провели, убегая от тех, кто может нас съесть, или в погоне за теми, кого можем съесть мы. И это, как правило, были предметы из трех основных групп: животные, растения или камни, предметы ландшафта и тому подобное.

Поэтому есть вероятность, что существует какая-то низкоуровневая система восприятия в нашем мозге, которая распознает объекты и совершает некоторую примитивную категоризацию. Эта категоризация происходит мгновенно, поэтому мы реагируем, даже не задумываясь об этом. Когда мы попадаем в новое визуальное поле, где-то на глубинном уровне происходит процесс разделения его на предметы ландшафта, растительности или животных настолько быстро, чтобы мы успеваем оценить для себя возможные риски или ресурсы.

В современном обществе мы уже не живем в степи. Но наш организм все еще подчинён тем же базовым законам, по которым он развивался тысячелетиями. И то, что мы делаем с ним сейчас, находится далеко-далеко за пределами так называемого "лицензионного соглашения пользователя", которое каждый из нас виртуально подписывает при рождении.

Подобная низкоуровневая категоризация происходит и сейчас, но она приспособилась к нашему "искусственному" миру. Здания попадают в категорию объектов ландшафта, вертикальные формы (телефонные столбы, башни сотовых операторов и линии электропередач) понимаются как своеобразные варианты растительности, ну а автомобили, похоже, воспринимаются нами как животные.

Нельзя сказать, что мы смешиваем машины и животных, но на каком-то самом глубинном уровне нашего мозга эти большие подвижные предметы попадают в ту же ячейку мозга, где оказывались бизоны или носороги у наших предков. А раз так, то мы ожидаем, что автомобили будут соответствовать базовым правилам построения природы.

Нам совершенно необязательно, чтобы машины были похожими на животных, но мы действительно ожидаем от них некоторого сходства, и именно поэтому мы всегда пытаемся разглядеть подобие лица на передней части автомобиля. Почти каждое позвоночное животное симметрично. Обе его стороны одинаковы. Поэтому мы считаем, что и машины должны выглядеть так же.

Когда конструкция слишком сильно отклоняется от симметрии (кроме размещения номерного знака на одной стороне или каких-то незначительных деталей, не совпадающих буквально на дюйм — например, колесная база LeCar разная на разных сторонах автомобиля) мы реагируем на это буквально панически, потому что столь сильная асимметрия в животном мире означала бы отвратительное уродство.

Читайте также


Мы, однако, совершенно не требуем этого от зданий, которые часто проектируются асимметричными и все равно воспринимаются красивыми. Но применительно к машинам, которые воспринимаются нами как животные, у нас возникает тошнотворное чувство, что происходит что-то ненормальное, когда чудовищно асимметричная машина попадает в поле нашего зрения. Поэтому мы почти никогда не видели масштабного производства подобных автомобилей, особенно с асимметрией в передней части, где многие как раз и видят "лицо". Даже Cube не пытался так сделать.

Конечно, никаких доказательств этой теории нет, нет даже сколь-нибудь правдоподобной основы. Но для Джейсона это так.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке