Хороший автовладелец никогда не будет вносить изменения в конструкцию машины и сочтет за честь поддерживать ее в том состоянии, в котором ее задумали создатели. Ведь это не только практично, но и дальновидно. Разберемся, почему в девяти случаях из 10 тюнинг – это плохо.
1. Потому что это выглядит жалко
Мне самому было 18 лет и у меня былВАЗ-21093, доставшийся от родителей. Я прекрасно понимаю, что это такое – обладать дешевой, старой, не очень опрятной машиной. И при этом – не иметь ни денег на что-то приличное, ни внятных знаний о конструкции автомобиля, ни опыта ремонта и обслуживания. Но зато – хотеть всеобщего внимания и признания.
Нет, конечно, я не вешал брызговикиSparcoиз линолеума, но раскрасил радиаторную решетку, повесил синие зеркала заднего вида, затем стал думать об установке светодиодных фонарей и чип-тюнинге мотора, пока в один субботний вечер не «разложил» эту машину о дорожное ограждение. Может, и к счастью для автомобиля. Потом я повзрослел и тяга к "улучшениям" прошла примерно к окончанию института.
Тем чуднее для меня видеть взрослых мужчин лет этак по 30-35 на поношенных Лансерах и Фокусах, затонированных «в круг», с колесными дисками диаметром 17 дюймов, нештатным "ксеноном", сабвуферами в багажнике и корявыми чехлами кресел с аляповатыми синими вставками.
Узнали себя? Задайте себе вопрос и ответьте на него честно: неужели вам вправду кажется, что человек на массовой машине, "улучшенной" внешне, выглядит в глазах окружающих более крутым, чем человек на обычной массовой машине? Выражу свое мнение как один из окружающих: нет, не выглядит. Разнообразный декор сомнительной функциональности на автомобиле выдает в его владельце разве что какие-то засевшие с детства комплексы.
Примечательно, что желание выделиться иногда сочетается с наличием у любителя тюнинга некоторого количества лишних денег. Иногда – очень большого. И тут уже получается по-разному. В лучшем случае такой человек идет в хорошее тюнинг-ателье, платит очень дорого и получает что-то качественное. В ряде случаев, если заказчик не сильно мешает дизайнерам со своими требованиями к внешнему виду, получается даже красиво и интересно.
В худшем случае наш герой решает, что он сам себе лучший в мире Чип Фуз и Джордж Баррис в одном лице, и начинает самостоятельный "проект". У "проекта" в обязательном порядке имеется в Интернете "бортовой журнал", куда заносятся великие, с точки зрения владельца, вехи в жизни его несчастного подопытного. Спойлеры, накладки на пороги, дополнительная оптика, китайские колонки, винил… Инструментарий для превращения машины в чудо самостоятельного тюнинга – бесконечен.
Иногда "проект" загибается, когда у "руководителя проекта" заканчиваются деньги (как вариант – их отбирает жена) или вдохновение. Иногда из остатков «проекта» можно даже собрать обратно нормальный автомобиль и продать новому владельцу, пока не поздно.
2. Моя машина, что хочу, то и делаю!
Именно такая фраза наверняка вертится на языке у любого поклонника тюнинга, который читает эти строки. И я с вами полностью согласен. Частная собственность – неприкосновенна и свята. Более того, я пусть и остаюсь преданным поклонником полного "стока", но с определенной долей уважения отношусь к серьезным кастом-мастерским, которые делают по-настоящему интересные проекты. Некоторые из которых, кстати, попадают в раздел "Тюнинг" нашего сайта. Также я вполне терпим к тем, кто участвует в дрэге или дрифте, а все доработки подчинены идее победы в соревнованиях. Спорт есть спорт.
Но где же грань между "колхозом" и "настоящим тюнингом"? Как всегда, она тонка и неуловима для "колхозников". Почему? Потому что нет таланта и вкуса. Тут уместно провести параллели с музыкой. Глупо утверждать, что без диплома музучилища или консерватории человек не может быть классным музыкантом. Может!
Просто на одного виртуоза-самоучку приходится примерно 999 совершенно бездарных людей, которые накупили гитар и барабанов, вообразили себя Джимми Хендриксами и Чедами Смитами, собрались в группы и продолжают упорно загрязнять атмосферу своим творчеством. Объяснить им, что они играют плохую музыку, решительно невозможно – как мы уже поняли, грань между добром и злом для них неощутима.
С тюнингом все то же самое. Есть самородки, у которых получается переосмыслить дизайнерскую концепцию автомобиля и создать новый удачный образ. В чем-то экстремальный и непрактичный, но – красивый и, может быть, даже быстрый.
Все это – яркие исключения из общего правила: непрофессионалы в области автомобилестроения, автодизайна и конструирования умеют только портить то, что создали профессионалы. Статистика неумолима: очень мало шансов, что вы, дорогой читатель, являетесь потенциальной иконой кастомайзинга. Скорее всего, если вы возьметесь за доработку своего автомобиля, то вы его просто изуродуете.
3. Немного о практичности
Если вы устали от разговоров про высокие материи, перейдем к вещам более прозаичным. Тюнинг, в большинстве случаев, ухудшает эксплуатационные свойства автомобиля и почти всегда мешает его продаже.
Устанавливая колеса нештатного размера, вы не только ухудшаете плавность хода, но и ускоряете износ ходовой части (иногда – очень сильно). Если речь идет о комплекте оригинальныхBBSилиLorinserи установке их на манерное купе немецкого премиум-бренда, то это понять можно. Имидж – все, затраты – ничто. Но китайские реплики на ваш повседневныйOpel Astra– это просто выброшенные деньги. И сами диски побьются, и ступичные подшипники загудят, и амортизаторы вытекут, и сайлент-блоки потрескаются.
Что же касается декора, то это – ваше и только ваше самовыражение, которое никому, кроме вас, не нужно. Ни аэрография, ни виниловые наклейки, ни окраска дисков… Не говоря уже о том, что если материалы выбираются бюджетные, то через год-другой все это облезет и приобретет отчаянно печальный вид.
Когда кто-то из моих друзей-знакомых скидывает ссылку на объявление и спрашивает "что думаешь, брать?", при малейшем признаке колхозного тюнинга я безапелляционно говорю "ни в коем случае". В том числе и потому, что любители доработок, по статистике личных наблюдений, ездят жестче и агрессивнее, а на качественное своевременное обслуживание автомобиля времени и денег у них часто не остается.
Читайте также
- Автомобилисты заехали на рейв
- Автомобиль - все еще любимая игрушка. За что водители любят свои машины?
- Почему водители-мужчины любят ручную коробку передач? 10 причин
- На чем ездит главная звезда "Бандитского Петербурга": машины Дмитрия Певцова
- Мытье и катание. 5 ошибок при мойке машины, которые влетят нам в копеечку
4. Плевок в историю
Для тех, кто "улучшает" старые и редкие автомобили, в аду есть отдельная секция. Души умерших реставраторов подрабатывают там на общественных началах, помогая чертям тыкать вилами в "колхозников". И я уверен, что им это делать в кайф, несмотря на жару адского пекла.
Я могу понять и простить наших дедов и прадедов, которые вынужденно "колхозили" трофейные Хорьхи и Опели, привезенные после войны. Время суровое, до изобретения онлайн-магазинов запчастей и открытия границ еще далековато. А ездить как-то надо.
С определенным сочувствием отношусь и к тем, кто сейчас владеет старыми редкими машинами и с предельной аккуратностью дорабатывает свои автомобили в силу того, что оригинальных запчастей либо не осталось вообще, либо стоят они заоблачных денег.
Тут тоже грань очень зыбкая. На мой взгляд, старая машина не должна быть транспортом на каждый день, а значит тут «колхозинг» допустим лишь вынужденный и в самом крайнем случае. Например, если автомобиль гниет, а запчасти можно заказать только из США на сумму этак 1500-2000 долларов, плюс доставка, плюс сварка, плюс антикор, плюс окраска, то можно заварить и старые детали латками. Пока копишь на валютную покупку и ждешь ее доставки, машина успеет сгнить еще сильнее. Это из личного опыта.
Вообще старая машина должна содержаться в состоянии, максимально близком к стоку. Почему "должна"? Потому что если автомобиль прожил 25-30 лет и до сего дня дожил в приличном состоянии, то это уже большая удача. Покупают такие машины сегодня потому, что восторгаются их конструкторами и дизайнерами. Но раз так, то зачем портить своими руками предмет своего обожания? И пусть это прозвучит немного по-социалистически, но каждый олдтаймер лишь отчасти принадлежит его собственнику. Он также принадлежит Истории.
К счастью, просветленная Европа в какой-то момент решила, что старые автомобили – это их национальное достояние вне зависимости от марки и страны происхождения, и что они нуждаются в защите. Никаких рейдов по гаражам с отрубанием рук кастомайзерам не случилось – власти поступили элегантнее. Просто для машин, достигших 30-летнего возраста и сохраненных в стоковом состоянии (или отреставрированным до первозданного вида), предлагаются неплохие налоговые льготы. Это весьма популярно, скажем, в Финляндии, где концентрация олдтаймеров просто зашкаливающая, и это прекрасно.
Доктор, у меня все равно чешутся руки, что мне делать?
Я искренне надеюсь, что эту статью прочитают те, с кем еще не все потеряно. Я верю в то, что какой-нибудь студент откажется сейчас от идеи купить старенькуюBMW E30, чтобы заклеить ей фары изолентой крест-накрест, облепить наклейками, поставить распорку под капот и начать "вжигать на районе", дымя масляным выхлопом.
Верю я и в то, что прозреет однажды усредненный менеджер среднего звена: сдерет тонировку с передних стекол и передумает делать чип-тюнинг своего 105-сильного мотораVolkswagen Polo sedan, чтобы прибавить ему еще семь бесполезных лошадиных сил в диапазоне 4500-4700 оборотов в минуту. Нехорошо все это, от лукавого. Хотите лучшей отдачи мотора, купите машину помощнее.
Может статься так, что для вас кастомайзинг – это нечто большее, чем блажь или реализация комплексов. Что же делать? Не зарывать же мечту… Если бы у меня была возможность поговорить с самим собой 18-летним, я бы посоветовал начать с матчасти. Почитать, скажем, наши публикации о стилях в тюнинге – о лед-следах иdonk, оkanjoиstance, оdubиVIP… И если вы поняли после этого, что все равно не можете жить без тюнинга, купите для растерзания не очень старый и не очень редкий автомобиль, арендуйте гараж, запасите для начала тысяч 200-300 (ну а как вы думали) и сделайте свой первый проект строго в канонах какого-нибудь стиля. Это привьет вам вкус и позволит набраться опыта. Очень скоро вы уже начнете отличать «колхоз» от «неколхоза» и объяснять вам ничего будет не нужно. Не благодарите.
В конце концов, когда музыканты учатся быть музыкантами, они сначала играют произведения классиков и только потом садятся сочинять собственное. Или не садятся.
Андрей Чепелев