Лет шесть назад Megane второго поколения поразил воображение публики необычным обликом – особенно при взгляде с ''кормы''. Легковушка, что называется, ''поляризовала'' мнения: одних она шокировала, другим казалась неотразимо привлекательной.
С тех пор страсти улеглись, и под знаком ''ромба'' вызрело третье поколение Megane. Внешне автомобиль сильно отличается от предшествующей модели и уже не бросает столь дерзкий вызов ''здравому смыслу''. На взгляд, - а по жизни? Что ж, жизнь и покажет. А пока познакомьтесь с впечатлениями автообозревателей, которые погоняли новый Megane по испанским дорогам.
Две грации
На рынок переднеприводный Megane III выведен в двух неодинаковых воплощениях: 2-объемная 5-дверка – и, так сказать, спорт-купе. Реальный выбор для потенциальных покупателей. И если во втором поколении купе отличалось от хэтчбека лишь меньшим числом дверей, то теперь 3-дверный Megane – особая статья дизайна, причем с выраженной спортивной ноткой. Взгляд отмечает спадающую назад линию крыши, скульптурно иную лепку ''кормы'', а также своеобразное оформление переднего бампера с огромными воздухозаборниками. Стильная игрушка.
Да, купе смотрится – особенно сзади. Кстати, за 3-дверный Megane III и запрашивают - в отличие от второго поколения - дороже, чем за 5-дверный хэтчбек; новая 3-дверка задумана с претензией. Другой разговор, насколько претензия оправдана?
Если судить по внутреннему убранству купе, то вполне. Интересный дизайн и качественные материалы отделки; по исполнению интерьера Megane вплотную приближается к небедному Laguna последнего поколения. Впечатление такое, будто массовая французская легковушка размерного класса C бросает вызов сильнейшим немецким конкурентам - Audi A3 и Ford Focus. И не без оснований; могут же, когда захотят.
Семейный хэтчбек принимает на борт, как ему и положено, пятерых взрослых. Тогда как спорт-купе - практически только четверых. Зато посадка свободная: рослый пассажир без усилий устраивается во 2-м ряду за не менее рослым водителем, - и спадающая крыша не мешает. Передняя панель Megane притягивает взгляд: цифровые приборы, оформленные в серебристом, - вместо аналоговых (слева тахометр с черным циферблатом). Показания читаются легко и безошибочно, а вот два набора клавиш на центральной консоли (информационно-развлекательная электроника и кондиционер) не особенно удобны в обращении.
Сиденье водителя регулируется по высоте, посадка за рулем эргономически правильная и, что называется, ловкая. Правда, у купе обзорность вперед слегка ограничена сильным наклоном стоек ветрового стекла, а назад (уже не слегка) - узковатым тыльным окном; тут не помешает монитор ''слепого пятна''. В списке базового комфортного оснащения – кондиционер, электростеклоподъемники ''по кругу'', электропривод ''ручника'' и другие хорошие вещи. А за доплату предлагается 2-зональный климат-контроль, панорамный люк в крыше, ''музыка'' high-end, электросервопривод боковых зеркал, стеклоочистители с датчиком дождя, паркинг-автоматика и многое другое.
Впечатляет техника безопасности: только ''подушек'' и ''занавесок'' у нового Megane 8 (восемь!). Плюс 2 подколенные ''подушки'' для водителя и переднего пассажира. Модели со знаком ''ромба'' давно уже считаются образцово безопасными, а в Megane III вы чувствуете себя в высшей степени защищенными.
Предсказуемая стабильность
Линейка двигателей и ходовая у Megane III в общем прежние, и значительных перемен в динамике и поведении машины на дороге не ожидалось. Тем не менее, держание дороги и управляемость (которые оставляли желать…) стали заметно лучше. Особенно у спорт-купе, которое посажено (на пружинах увеличенной жесткости) ниже над поверхностью дороги, чем хэтчбек.
Боковые крены в виражах теперь меньше, чем прежде, и автомобиль послушно и устойчиво идет ''связкой'' узких поворотов. Руль с основательно доработанным электросервоусилителем уже не производит того странного компьютерно-игрового впечатления. Его дезориентирующая ''пустота'' осталась в прошлом, и надежная обратная связь на ''баранке'' позволяет уверенно контролировать траекторию и углы рыскания.
Причем плавность хода, которой отличался Megane II, нисколько не пострадала: подвеска новой модели легко поглощает неровности, и дорога не утомляет пассажиров - даже на порядочных расстояниях. Придраться вроде как трудно, и все же, по субъективным впечатлениям, новый Renault не дотягивает до тех стандартов, которые задают Focus и Golf. Так, при входе в вираж у ''француза'' заметна недостаточная поворачиваемость, а возможностей корректировать криволинейную траекторию педалью газа тут меньше, чем у образцовых моделей класса C. То есть, манеры у Megane вполне пристойные, но машина лишена, к сожалению, той ''изюминки'', которая и дарит вам настоящее удовольствие от вождения.
И приемистость не та. Возьмите 2-литровый бензиновый турбомотор максимальной мощноcтью 180 л.с. (с 6-ступенчатой ''ручкой''): по первому впечатлению, он вовсе не слаб. Тянет неплохо – особенно от 3 тыс. оборотов и выше (к сожалению, после 5 тыс. двигатель быстро выдыхается). Вот только по цене (где-нибудь на ''нейтральной'' территории) спорт-купе TCE 180 с таким силовым агрегатом выйдет как раз на Focus ST. А противопоставить что-либо 225-сильной фордовской ''пятерке'' (Volvo B5244T3) французская легковушка не в состоянии; разные весовые категории.
Хэтчбеку лучше подходит 1,87-литровый турбодизель мощностью в 131 л.с., тяговитый и экономичный. Работает на удивление мягко и ровно, - и отклик на газ не такой нервозный, как у бензинового турбомотора.
В общем и целом на дороге Megane III – устойчивая и послушно управляемая легковушка с приличной плавностью хода. Однако претендовать на безукоризненное держание дороги и отточенную управляемость, какими отличаются сильнейшие из конкурентов, ''француз'' не уполномочен. Возможно, специсполнение RenaultSport (которое несомненно последует за опорными версиями) окажется интереснее для ''драйверов''. Возможно, а пока имейте в виду комфортабельный и безопасный семейный автомобиль – если угодно, то и в облике выразительного спорт-купе.
В сумме
После знакомства с автомобилем в деле приходит время подведения итогов. Количественный расклад по Megane III получился такой:
Внешность – 4 балла (из 5 возможных). В отличие от прежнего поколения, в облике нового Megane нет ничего скандального. Привлекательная легковушка с интересным оформлением интерьера; ''хорошо''.
Динамика и управляемость – 3. На дороге Megane III ведет себя стабильно и предсказуемо, а в исполнениях с мощными турбомоторами – бензиновым и дизельным – показывает неплохую приемистость. И все же по держанию дороги, управляемости и динамике французская легковушка не выдерживает сравнения с лучшими представителями своего класса. Удовлетворительно.
Комфорт и оснащение – 4. У Megane III вполне приличная плавность хода, просторный и не бедно укомплектованный салон. Техника безопасности тоже на уровне; ''хорошо''.
Безопасность и защита – 5. Megane III уже успел заработать в испытаниях ''на удар'' (методика Euro NCAP) 5 ''звезд'' по защищенности пассажиров. А также 4 ''звезды'' по безопасности детей и 2 (из 4) – по защите пешеходов. У Renault определенно знают секреты создания безопасных легковушек. Отлично.
Качество и надежность – 3. Под знаком ''ромба'' не жалеют усилий для укрепления репутации своих моделей как солидных и долговечных автомобилей. Однако в прошлогоднем обзоре JD Power по Великобритании бренды Renault и Peugeot поделили скромное 22-е место по индексу ''удовлетворенности покупателя'' - из 28. А Megane (еще II поколения) вышел лишь на 72-й ранг – из сотни моделей разных марок. Так что пока только «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 4. Megane III довольно-таки экономичен по топливу – особенно в исполнениях с турбодизелем. И затраты по обслуживанию сравнительно невелики; «хорошо».
В плюсе:
линейка экономичных и экологичных двигателей;
интересное оформление интерьера и качественная отделка;
ровный и устойчивый ход.
В минусе:
заметное отставание по держанию дороги и управляемости от главных соперников;
узкий диапазон тяги у мощного бензинового турбомотора.
Общая оценка – 3+ балла (из 5 возможных). На сей раз у Renault избрали умеренный подход к модели класса C – и результат получен в целом удовлетворительный.
Вердикт: посредственно. Новый Megane вполне на уровне своего класса. Однако той особой притягательности для водителя-энтузиаста, как у Ford Focus или VW Golf, у французской легковушки нет.
Справка-объективка. Megane III создан на платформе предшествующего поколения – с теми же силовыми агрегатами и ходовой. Линейка двигателей начинается от 1,6-литрового бензинового 16-клапанника K4M максимальной мощностью 101 л.с. при 5500 об/мин. Он же (в иной настройке) развивает до 110 сил. при 6 тыс. оборотов, тогда как турбомотор F4R рабочим объемом 2 л выдает все 180 л.с. – тоже при 5500 об/мин.
Есть также пара турбодизелей: во-первых 1,46-литровый 8-клапанник K9K – в 85- и 105 сильном исполнениях. Не самая передовая конструкция; интерес представляет, пожалуй, лишь рекордно низкая степень сжатия – всего лишь 15,3. А когда-то нормой считали 21-22,5, хотя чем меньше степень сжатия, тем мягче работает двигатель Дизеля. Ее приходится задирать лишь по условиям холодного пуска, а так 14,5-15 вполне достаточно для самовоспламенения горючего от сжатия.
А во-вторых, 1,87-литровый F9Q (тоже 8-клапанный) максимальной мощностью 131 л.с. при 3750 об/мин; сажевый фильтр и все такое. Двигатели стыкуются с ручной 6-ступенчатой КПП, - кроме самых маломощных, которые идут с 5-ступенчатой ''ручкой''. В ближайшей перспективе ожидается также бесступенчатый вариатор CVT (видимо, плод альянса с Nissan Motors). Одно из немногих новшеств в составе довольно-таки консервативной техники Megane III.
О подвеске много не скажешь: спереди McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах. Типичная для недорогих легковушек классов A и B, а также некоторых моделей размерного класса C. Вроде Opel Astra, Peugeot 308, Toyota Auris – и Renault. Для Megane III ее, конечно, настроили заново, однако по сути ходовая осталась прежней. Покрышки размером от 195/65R15 (хэтчбек с 1,6-литровой ''четверкой'' K4M) - до 225/45 на 17-дюймовых легкосплавных колесах у 3-дверного TCE 180. Тормоза кругом дисковые – с ABS, ESP и тому подобной мекатроникой. Рулевой механизм ''шестерня-рейка'' оснащен усовершенствованным электросервоусилителем: он теперь не вызывает таких нареканий, как в прежнем исполнении.
Длина нового Megane - 4295 мм, ширина – 1808, высота – 1471 (купе - 1423); колесная база – 2641 мм, колея - 1546/1547. При полной посадке по местам багажник хэтчбека вмещает 405 (377) л, тогда как при складывании задних сидений его емкость увеличивается до 1130 (990) л. Аэродинамика у хэтчбека посредственная: коэффициент сопротивления воздуха - 0,324. При лобовой площади 2,22 м2 аэродинамический фактор равен 0,72 (похуже, чем у ''гольфа'');. насчет 3-дверной модели сведений пока нет.
Снаряженный вес 5-дверного Megane с 1,6-литровым K4M и 5-ступенчатой ''ручкой'' – от 1280 кг. Купе с таким же двигателем и 6-ступенчатой КПП на 10 кг тяжелее, а TCE 180 с 2-литровым турбомотором F4R тянет на все 1405 кг. Надо сказать, что автомобиль получился, по нынешним понятиям, довольно легким. Меньше вес – лучше динамика. И расход горючего ниже (при прочих равных условиях).
В самом деле, со скромным 16-клапанником K4M и 5-ступенчатой КПП хэтчбек расходует в среднем (EU) 6,7 л бензина на 100 км пробега. При том, что с места до 100 км/ч он способен разогнаться за 10,9 сек.; объявленная максимальная скорость – 190 км/ч. Совсем не плохо для не самой продвинутой техники. А спорт-купе с мощным турбомотором F4R и 6-ступенчатой ''ручкой'' набирает ''сотню'' за какие-то 7,8 сек. ''Максималка'' - 225 км/ч, средний расход бензина - 7,6 л на 100 км пути.
Если же для вас экономия горючего значима особо, обратите внимание на исполнение с турбодизелем F9Q: хэтчбек расходует в среднем лишь 5,1 л тяжелого топлива на 100 км. Тогда как до 100 км/ч он может разогнаться за 9,5 сек., максимальная скорость – 205 км/ч. Без сенсаций - оптимум для народа.
Особое мнение
В Renault сделали ставку на свежий дизайн, на оформление и отделку интерьера, на ''активную'' и ''пассивную'' безопасность. Тогда как техника – силовые агрегаты и ходовая часть – без особых изменений перешли к Megane III от прежней модели. На первый взгляд, разумная линия – ведь потенциальный покупатель обращает внимание прежде всего на внешность, на комфорт и удобства. На расход горючего – и, конечно же, на цену.
А что касается конструктивных особенностей, то рядовой автомобилист все равно не отличает 4-клапанное газораспределение от 2-клапанного. И вряд ли ему интересно, в чем преимущества и недостатки подвески на сопряженных продольных рычагах. Именно такая сзади у Megane III – простая и недорогая схема. Тогда как, например, у Mitsubishi Lancer и Kia cee'd в подвеске задних колес применена кинематически более совершенная конструкция на двойных поперечных рычагах – подобно ''формульным'' болидам. Как известно, с точки зрения держания дороги и управляемости, заглавную роль играет именно задняя подвеска (спереди сойдет и McPherson). Неудивительно поэтому, что по ходовым качествам новый Renault уступает признанным лидерам класса. Так ведь нюансы держания дороги и управляемости значимы далеко не для всех; на них и расчет.
Насколько оправдан такой подход? Видимо, он не лишен смысла и поначалу дает ожидаемые результаты. Ну а в среднесрочной перспективе… Через несколько лет модернизировать ходовую никто не запретит. Правда, репутация модели к тому времени уже сложится, а ее изменить труднее, чем обновить технику.
Читайте также
Фото: Renault S.A.