Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+16+11
Иерусалим
+13+6

Автомир

А
А

Что такое холостые обороты двигателя, и для чего они нужны

Движение автомобиля обеспечивается правильной работой всех электронных и технических узлов, включая корректную работу холостого хода.

24.12.2022
Источник:Novate.Ru
Фото: ShutterStock

Несмотря на кажущуюся простоту, поддержание оборотов двигателя в оптимальном режиме представляет собой сложный электромеханический процесс, без которого автомобилю невозможно было бы тронуться с места так же просто, как это происходит повседневно на всех современных автомобилях в мире.

1. Что означает холостой ход автомобиля

Холостой ход насчитывает более чем столетнюю историю развития и модернизации карбюраторных и инжекторных механизмов впрыска. Удивительно, но на первых автомобилях самого понятия холостого хода как такового не существовало, как не было и привычного нам диапазона рабочих оборотов, которые ограничивались 250-500 непостоянными вращениями двигателя. Впервые автомобили начали оснащаться регулируемыми оборотами холостого хода лишь в 1915 году.

В современных автомобилях работа двигателя без нагрузки обеспечивается регулятором холостого хода, или датчиком ХХ. Устройство представляет собой клапан, интегрированный в дроссельную заслонку мотора. Регулировка происходит за счет контролируемой подачи воздуха через клапан, минуя заслонку, которая без нагрузки двигателя находится в закрытом положении.

Если бы в автомобилях не было холостых оборотов, они были бы неуклюжими, как черепахи, и у них практически отсутствовали бы дополнительные функции. Дело в том, что без нагрузки работающий двигатель продолжает обеспечивать автомобиль питанием, вращая генератор, крутит топливный и масляный насос, которые поддерживают жизненно важные циклы работы двигателя, а также делают возможным точную работу системы зажигания.

Если представить себе автомобиль без холостых оборотов, то при попытке тронуться с места его двигателю пришлось бы испытать критические перегрузки, при этом высокий крутящий момент был бы достигнут до того, как стенки цилиндров успели должным образом смазаться маслом и нагреться до рабочей температуры.

Подобная схема работы двигателя возможна лишь на гибридных автомобилях, где все устройства питаются электродвигателем. Основной же двигатель принимает на себя нагрузку лишь после разгона до определенной скорости, когда уже набрана рабочая температура и достигнуты смазывающие свойства мотора.

2. Какие функции выполняют холостые обороты двигателя

Холостые обороты двигателя выполняют важную роль в движении автомобиля и сильно зависят от типа и качества топливной смеси. Напрямую на количество оборотов двигателя вхолостую влияет скорость сгорания топлива. Так, бензиновые двигатели будут крутиться в диапазоне от 800 до 1000 оборотов в минуту, а дизельные - от 500 до 800.

У регулятора ХХ несколько очень важных функций:

1. Обеспечивать равномерный прогрев двигателя при первичном запуске (на холодную).

2. Повышать обороты двигателя, который еще не успел прогреться, но начал работать под нагрузкой.

3. Уменьшать время, за которое двигатель наберет максимальный крутящий момент. В автомобилях с гибридными двигателями эту функцию выполняет электромотор.

4. Раскручивать двигатель одновременно с увеличением энергопотребления для нормального обеспечения электроэнергией всех приборов автомобиля и снятия нагрузки с генератора. Например, при включении печки, магнитолы или фар дальнего света холостые обороты двигателя будут автоматически увеличены.

5. Поддерживать обороты двигателя без нагрузки в заданных пределах.

6. Удерживать обороты при резком отпускании педали газа и экстренном торможении, чтобы исключить заглушение двигателя.

7. Исключать вероятность обеднения топливной смеси, которая может причинить серьезный вред двигателю.

Неотъемлемой частью регулятора холостого хода является обходной воздушный канал, или байпас. Рабочим элементов РХХ можно назвать технологическое отверстие, которое закрывается или открывается при помощи игольчатого клапана.

Движение иглы обеспечивается статором, где игла выступает в качестве ротора, или электромагнитной обмоткой, где ротор перемещается за счет электромагнитных сил. Исполнительный механизм может также быть в виде соленоида, который при подаче напряжения открывает или закрывает заслонку регулятора.

Читайте также

3. Основные неисправности механизма холостого хода в автомобиле

Заданные производителями автомобилей обороты двигателей оптимальны и позволяют потреблять минимум топлива, при этом не засоряя камеры сгорания отложениями отработанных газов и выбрасывая в атмосферу максимально возможный чистый выхлоп.

Во многом холостые обороты двигателя зависят от особенностей работы силового агрегата и его масляного насоса в частности. Так, для обеспечения нормальных смазывающих свойств стенок цилиндров электроника автомобиля будет поддерживать определенное количество оборотов на холостом ходу.

Правильная работа автомобиля на холостых оборотах в свою очередь зависит не только от исправного регулятора ХХ, но и от многих других причин. Так, плавающие обороты, как самая распространенная проблема ХХ, могут быть следствием:

некорректной работы системы зажигания;

загрязнения топливной системы;

выхода из строя датчика дроссельной заслонки, и самой заслонки в частности;

подсоса воздуха в результате разгерметизации воздушных шлангов;

сильного загрязнения воздушного фильтра;

неисправности электропроводки;

неполадки в электронном блоке управления.

Неисправности РХХ можно определить по нескольким простым признакам. Если при увеличении нагрузки электрической сети автомобиля не повышаются обороты двигателя, либо происходит их непроизвольное повышение или понижение, можно говорить о выходе из строя датчика.

Другие распространенные признаки - это глушение двигателя при попытке тронуться с места, а также низкие обороты на холодном двигателе.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке