Руль в машине - это продолжение наших рук. Он должен находиться на достаточном расстоянии от водителя и обеспечивать постоянный и плотный контакт с руками, быть удобным и желательно многофункциональным.
Инновационное решение снабжать его дополнительными кнопками и переключателями для выполнения различных функций во время движения пришлось по вкусу автолюбителям. Размещение этих элементов у обода (обычно по горизонтали) позволяет оперировать ими, не отрывая рук. Так появились мультирули, как их называют некоторые компании, или многофункциональные рулевые колеса.
1. Что можно контролировать при помощи мультируля
Многофункциональный руль используется, как и традиционный, для управления автомобилем. Однако в отличие от последнего, он выполняет и ряд других задач, позволяя лучше сосредоточиться на дороге: пользователь работает с различными автомобильными устройствами, не снимая рук с обода.
Большинство современных моделей среднего класса позволяют таким способом управлять аудиосистемой, телефоном, а также практически полным бортовым меню (включая круиз-контроль). Мультирули, разработанные для роскошных моделей премиум-класса (например, Mercedes S-Class или Jaguar XK), дополнительно имеют подогрев и могут применяться для выбора передаточного числа. За это отвечают специальные кнопки, нажатием которых можно быстро переключать передачи вперед-назад.
2. Какими бывают мультирули
В современных серийных моделях рулевые колеса имеют разнообразную форму. Например, у Fiat 500 обод слегка приплюснут сверху и снизу, а в одной из версий Citroen C4 был установлен руль с неподвижным (фиксированным) центром - вращался только обод, а остальное составляло единое целое с рулевой колонкой и приборной панелью.
Рули гоночных автомобилей наиболее многофункциональны. В спорткарах Формулы-1 (помимо изначально необычной формы) в них встроены мириады кнопок. Они используются как для непосредственного контроля транспортного средства, включая переключение передач и регулировку подвески, так и для прочих услуг и общения с сервисными службами. Выбрав соответствующую клавишу, пилот также может утолить жажду.
В так называемых автономных автомобилях, т.е. не требующих человеческого вмешательства, руль может оказаться излишним. Чтобы добраться до желаемого места назначения, достаточно выбрать маршрут с помощью обширной современной навигационной GPS-системы, а затем нажать клавишу "Старт". В таких машинах ненужным оказывается не только штурвал, но и сам водитель, чьи "должностные обязанности" сводятся к роли пассажира.
3. Как работает управление на мультируле
За последнюю пару десятилетий на руль переместилось множество функций, покинувших свои традиционные позиции на центральной консоли или приборной панели. В новую технологию рулевого колеса был интегрирован ряд опций:
• элементы управления звуковой системой, обычно с регулировкой громкости;
• выбор предустановленных радиостанций;
• круиз-контроль, включая кнопки для настройки и изменения скорости;
• ответы по телефону, часто с Bluetooth или аналогичными беспроводными соединениями.
Некоторые автопроизводители идут еще дальше в использовании рулевого колеса для повышения общего удобства и безопасности, добавляя компоненты, управляющие кондиционером, обогревом руля и даже доступом к бортовому компьютеру. Чаще всего такой функционал устанавливаются на заводе либо в качестве стандартного оборудования, либо как дополнительная опция. Некоторые компании, например, Pioneer, продают дистанционные пульты на рулевом колесе для своих стереосистем, устанавливаемых позднее.
Главное предназначение мультирулей, как заверяют автопроизводители - повышать безопасность вождения, размещая часто используемые элементы в одном из самых удобных мест, прямо под рукой водителя. Глаза и руки пилота - чрезвычайно важные инструменты в вождении, и если он не станет отводить взгляд от дороги, а руки от руля, безопасность повысится для всех, кто находится в автомобиле и рядом.
Однако, когда все эти гаджеты собраны на рулевом колесе, легче ли управлять функциями и приборами, или же водителю становится сложнее их правильно настроить?
4. Удобство рулевых механизмов
Использовать органы управления на руле настолько просто, насколько это возможно. Производители размещают клавиши в местах, где до них легко дотянуться большими пальцами, при этом не нужно бросать руль.
Даже в машинах с наиболее эргономичным дизайном наличие таких элементов, как управление радиоприемником на центральной консоли между двумя передними сиденьями, требует, чтобы водитель оторвал взгляд от дороги на секунду-другую, а иногда и больше, ища глазами ручку регулировки громкости или панель настройки радиостанций. Затем одна рука должна оставить руль, чтобы переключить радиоканал или увеличить громкость.
С помощью мультируля можно избежать лишних движений. Поначалу водителю придется подглядывать, вспоминая, какой тумблер/кнопка, к примеру, регулирует громкость, но после нескольких поездок он привыкает к их размещению. Уже после короткой практики большие пальцы будут перемещаться автоматически. Единственное неудобство - трудно менять привычки, когда приходится работать с другой схемой расположения, скажем, при смене машины.
Читайте также
5. Улучшения в управлении
Сначала руль был очень простым по конструкции, но со временем приобрел те формы, которые мы знаем сегодня. Инженеры поняли, что управлять машиной с помощью рычагов-рукояток не так-то просто, отсюда и круглая форма. Она облегчает управление, а также более эффективно распределяет усилия, необходимые для поворота колес автомобиля.
Изменился и материал. Изначально обод делали из дерева, позже - из стали, алюминия, теперь даже из магния.
Неудивительно, что прямое назначение руля было дополнено новыми функциями. Оставаясь элементом архитектуры интерьера, это устройство, дизайн которого был обязан учитывать видимость часов, читаемость пиктограмм, нанесенных на органы управления, правильное распределение воздуха, подаваемого вентиляторами, и вопросы эргономики, стало плацдармом для инноваций.
Оно стало широкофункциональным благодаря постепенной интеграции элементов, связанных с пассивной безопасностью, которые больше не были напрямую связаны с его основной функцией - управлением колесами. Водители смогли уделять больше внимания вождению и меньше тому, чтобы тянуться к радио или возиться с телефоном. У них появился максимально высокий шанс среагировать на мгновенные ситуации, которые в противном случае могли бы привести к аварии.
По мере того, как электроника становилась меньше, дешевле и распространеннее, проводились различные усовершенствования рулевых кнопок. Сегодня разработано немало вариаций продвинутого рулевого набора элементов управления, взаимодействующих с бортовым компьютером. Особенно широкий функционал у электромобилей и гибридов.
В зависимости от количества и типа информации, которую водитель хочет видеть на приборном ЖК-дисплее с традиционным спидометром в центре, в них могут использоваться специальные элементы на рулевом колесе, чтобы отобразить энергопотребление, время работы от батареи, экономию топлива и многое другое, включая доступ к телефонии и системе голосового управления.
В сегодняшних мультирулях имеются и другие модернизации, будь-то форма (упоры для больших пальцев на ободе, углубления на плоских поверхностях кнопок и т.д.), перфорация кожаного покрытия для дополнительных тактильных ощущений, нанесение логотипов брендов и моделей (GTi, AMG и прочие), креативная подсветка, цветная строчка для придания спортивного стиля или особые "гоночные" лепестки для переключения передач.
Автоспорт часто вдохновляет производителей на технологические инновации, но они этим не ограничиваются. То же автономное вождение заставило изменить подход к использованию руля. Уже имеются варианты, которые убираются в приборную панель по желанию водителя, чтобы дать ему больше пространства для других занятий. Следующим этапом станет уровень, на котором можно будет полностью отказаться от рулевого колеса, задавая маршрут программно и управляя автомобилем голосовыми командами.