Почему за рулем мы становимся такими идиотами?
Фото: Getty Images
Почему за рулем мы становимся такими идиотами?

Почему вождение автомобиля превращает многих из нас в мудаков? Мы постоянно делаем социально недопустимые вещи, когда находимся внутри наших мобильных капсул. Мы подрезаем, крадем парковочные места, не пользуемся поворотниками и едем на красный. Мы участвуем в агрессивных и рискованных маневрах, которые ставят под угрозу не только наши жизни, но и жизни окружающих. 

Это происходит частично из-за того, что автомобили в социальной прослойке находятся где-то между публичным и частным пространством. "Когда мы за рулем, мы часто чувствуем себя анонимно, - комментирует психолог Эрика Слоттер. – Такое чувство анонимности иногда приводит к тому, что мы ведем себя нетипично, потому что с меньшей долей вероятности будем привлечены к ответственности". 

Здесь речь идет о психологическом эффекте под названием "деиндивидуация". Впервые он был исследован в начале 50-х годов психологом Леоном Фестингером. В своих экспериментах Фестингер продемонстрировал, что люди склонны растворяться как индивиды, когда они становятся частью группы. Но они также склонны деиндивидуализировать других, когда эти другие присоединяются к другой группе. Это снижает наши внутренние ограничения и запреты и делает нас менее чуткими по отношению к другим. 

Фото: Getty Images

 

Вместо того чтобы видеть индивидов, мы просто видим тип автомобиля или бесконечный поток автомобилей. В сочетании с анонимностью это дает нам ощущение, что мы не будем нести ответственность за наши действия. Это освобождает нас от угрызений совести и дает свободу совершать действия, нарушающие социальные и личные нормы. 

"Когда мы чувствуем себя анонимно, мы теряем фокус нашего морального компаса и с большей вероятностью ведем себя плохо, - продолжает Слоттер. – В данных обстоятельствах мы ощущаем крайне низкую угрозу возмездия". 

Вождение усиливает нашу чувствительность в вопросах "свой-чужой". Будучи социальными существами, мы любим распределять вещи (в том числе людей) по группам. Группы, к которым мы принадлежим (будь то люди, сидящие в нашей машине; автомобили, принадлежащие к определенному типу; или же автомобили, движущиеся в вашей полосе), трактуются как "свои", и им отдается предпочтение. И наоборот, группы, к которым мы не принадлежим или не хотим принадлежать, считаются "чужими" и вызывают недоверие. Частично за эти призывы отвечают химикаты в нашем мозгу. Окситоцин замечателен тем, что повышает симпатию к своим, но вызывает противоположное чувство по отношению к чужим. 

Известное исследование психолога Музафера Шерифа описало это явление еще в 1950-х годах. Шериф набрал дюжину 12-летних мальчиков и разделил их на две равные группы. После непродолжительной совместной жизни в лагере им было неожиданно предложено готовиться к спортивному соревнованию против другой группы. За короткий срок мальчики стали настолько враждебными и агрессивными друг к другу, что исследователи были вынуждены держать их порознь. 

Конкуренция между группами может спровоцировать предрассудки и дискриминацию. В контексте езды на автомобиле такая конкуренция легко затмевает привитые нам нормы безопасного и вежливого вождения. К сожалению, мы очень часто ставим себя в позицию конкуренции, а не сотрудничества... 

Вождение автомобиля – это наше самое опасное регулярное занятие, поэтому для нас естественно чувствовать угрозу, когда безответственный водитель подвергает нашу жизнь опасности. Проблема возникает тогда, когда гнев перерастает в агрессию – преднамеренное поведение, ставящее целью нанести вред другому человеку. 

Статистика, собранная Национальным управлением безопасности дорожного движения США, показывает, что 66 процентов фатальных ДТП вызваны агрессивным вождением и что ярость обычно проявляется мужчинами в возрасте до 19 лет. За последние 10 лет число таких происшествий выросло в 10 раз. 

Самоконтроль – это ограниченный ресурс, и вождение безусловно испытывает на прочность нашу способность проявлять сдержанность. Когда наша сила воли иссякает, мы ощущаем "усталость от принятия решений" – деградированное душевное состояние, которое может привести к уменьшению самоконтроля и как следствие к агрессивному поведению. Это объясняет, почему мы более любезны к соседям по потоку по утрам и более безжалостны по дороге домой.  

Социальный психолог из Йельского университета Джон Барг разделил когнитивные процессы на два обширных типа: условные мышление 1 и мышление 2. Мы используем мышление 1 для обыденных вещей, но когда подключается мышление 2, мы становимся более рациональными и используем логические части нашего мозга. К сожалению, мышление 2 более требовательно. Оно функционирует медленно и методично. Поэтому когда мы разочарованы или раздражены, нам легче обратиться к нашим более примитивным побуждениям. Применение рационального подхода к сложным ситуациям (когнитивная черта, которая развилась у людей сравнительно недавно) требует больше энергии, времени и концентрации.  

Задействование мышления 2 стоит определенных усилий, и ситуации, в которых мы в наименьшей степени способны это сделать, - это те, в которых мы очень отвлекаемся или находимся под эмоциональным стрессом. Вождение подходит под эти критерии как нельзя кстати. Мы пытаемся обращать внимание сразу на множество вещей: следить за дорогой, смотреть по зеркалам, мониторить скорость и так далее. А если мы еще и в стрессе (например, опаздываем), то о рациональности поступков говорить не приходится. 

Психолог университета Гриффита Меган Оатэн утверждает, что важно практиковать самодисциплину в малых дозах. Например, самоконтроль улучшается, когда мы как можно чаще используем недоминантную руку. Если же вы регулярно испытываете вспышки ярости и не можете себя контролировать за рулем, то окажите себе и окружающим услугу: обратитесь к специалисту.

counter
Comments system Cackle