Мы привыкли ездить на самых разных машинах, больших и компактных, дорогих и бюджетных, быстрых и не очень. Но в этот раз нам предстояло нечто особенное – специальная полицейская машина ГАЗ-233036, также называемая "Тигр".
Читайте также
Это бронированный автомобиль, предназначенный для армии и милиции. Чтобы познакомиться с таким редким экземпляром, мы отправились на базу московского ОМОН.
"На вооружении в отряде стоит с 2005 года. Предназначен для доставки боевых групп в особо опасные зоны. Броня на СПМ пятого класса защиты. Это означает, что она выдержит выстрелы из автомата калибра 7,62 мм. Дополнительно внутри защищен кевларовой противоосколочной защитой", рассказывает Николай Игнатьков, заместитель командира отдельной моторизованной роты боевых и специальных машин ОМОН ГУВД по городу Москве.
Специальная полицейская машина – СПМ-2 по габаритам сравнима с полноразмерным внедорожником: 4,61 м в длину, 2,20 в ширину и 2 метра в высоту. К примеру, Toyota Land Cruiser на 34 см длиннее, но на 23 см уже и на 9 см ниже "Тигра". При массе около семи тонн бронированная машина может разогнаться до 130 км/ч. Расход топлива при езде по шоссе держится в пределах 26 литров.
Однако на шоссе садиться за руль такого автомобиля могут лишь обладатели прав категории С – ведь масса машины почти вдвое превышает допустимые 3,5 тонны. Чтобы не нарушать ПДД, за руль я сел лишь на закрытой территории – на базе ОМОНа в Строгино. Но сначала по шоссе меня и съемочную команду канала Russian.Ru прокатил водитель-профессионал.
Автомобиль обладает приличной плавностью хода. Динамические характеристики позволяют держать скорость городского потока, а воинственный внешний вид машины с бело-голубой графической схемой гарантирует вам уважение со стороны остальных водителей – "спецсигналы" включать необязательно.
Залезать в машину нелегко – двери расположены на большой высоте. Приходится подтягиваться, держась за одну из металлических ручек, расположенных над дверьми. Створки дверей открываются легко, но при этом чувствуется их большая масса. Добавляют веса и бронированные стекла. Кстати, лобовые стекла снабжены подогревом.
Водительское место "Тигра" мало отличается от привычных нам легковых машин. Кресло можно отрегулировать в двух положениях: вперед-назад и вверх-вниз. Органы управления автомобилем вопросов не вызывают – сесть за руль может практически любой водитель. Однако чтобы полностью владеть столь тяжелой машиной, нужна тренировка, которую в обязательном порядке проходят водители московского ОМОНа.
Руль снабжен гидроусилителем и делает привычные три с лишним оборота от упора до упора. Коробка передач – 5-ступенчатая механическая. В дополнение к ней на высоком тоннеле между водителем и передним пассажиром расположена рукоятка раздаточной коробки с возможностью блокировки межосевого дифференциала и самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения.
К знакомым приборам: спидометру, тахометру, датчикам температуры охлаждающей жидкости и топливного бака – прибавились указатели давления воздуха в колесах. СПМ оснащается системой автоматического контроля давления в шинах. Покрышки выдержат до четырех пулевых попаданий, при этом автомобиль проедет еще около 60 км.
Водитель может снизить давление в шинах на бездорожье или, наоборот, поднять его, выезжая на асфальт. Для этого используются кнопки справа от руля, но сначала нужно открыть вентиль на колесе специальным ключом. Тем же ключом открываются затворы топливных баков. Две заливные горловины расположены по бокам машины, и в каждый бак вмещается по 70 литров дизеля.
СПМ-2 вмещает 9 человек, включая водителя. Семь посадочных мест расположены в задней части салона, куда попадают через створчатые двери на корме автомобиля. Когда сидишь в куртке, места достаточно. Однако в бронежилете и с боекомплектом придется потесниться. Окна в машине не открываются, но для доступа воздуха можно открыть бойницы и люк в крыше. Кроме того, есть кондиционер.
Тем не менее, удобным передвижение в этом "сейфе на колесах" не назовешь. Вернее, его сложно сравнивать с гражданскими внедорожниками – ведь эта техника создавалась не для поездок в супермаркет. Зато на бездорожье "Тигр" – в своей стихии. Перед нами распаханное поле с остатками снега и льда. Подъезжая к такому препятствию на обычном внедорожнике, задумаешься: не застряну ли? "Тигр" таких вопросов не оставляет. Полный привод и внедорожные блокировки, 40-сантиметровый клиренс и система подкачки шин – с таким арсеналом "Тигр" сможет добраться практически до любого места в средней полосе России.
"Тигр" – самый крупный в России внедорожник. Его гражданская версия обладает столь же внушительными внедорожными способностями, при этом ее масса существенно ниже, а значит, управляемость и поведение машины на дороге будет другим. В ближайшем будущем мы планируем протестировать гражданскую версию, покупателями которой уже стали Владимир Жириновский и Никита Михалков.
Фото: dni.ru