Консалтинговая компания Deloitte опубликовала результаты опроса более 25 тыс. потребителей из 20 стран о том, какие направления и технологии в развитии мирового авторынка опрошенные считают наиболее важными и привлекательными для себя. Выяснилось, что у потребителей появилось много вопросов к безопасности беспилотных автомобилей, при этом все больше людей видят перспективы в развитии электрического транспорта. Кроме того, выяснилось, что потребители еще не очень готовы платить за технологии, которые позволяют автомобилям обмениваться друг с другом информацией, а также с осторожностью относятся к отказу от личных автомобилей и использованию каршеринговых сервисов на постоянной основе.
Компания Deloitte опросила более чем 25 тыс. потребителей в 20 странах мира (США, Канада, Мексика, Бразилия, Великобритания, Германия, Бельгия, Италия, Франция, Австрия, Нидерланды, ЮАР, Индия, Китай, Южная Корея, Япония, Таиланд, Индонезия, Малайзия, Австралия), чтобы понять, какие факторы, по их мнению, оказывают существенное влияние на автомобильный сектор, включая развитие передовых технологий. Основной целью исследования компания считает поиск ответов "на важные для компаний автомобильного сектора вопросы, которые помогут им расставлять приоритеты и лучше определять, что включать в бизнес-стратегию и во что инвестировать деньги".
Компания проводит такие опросы уже несколько лет подряд, и при анализе предыдущих результатов можно отметить определенную закономерность в том, насколько ожидания потребителей связаны с тем, в каком направлении развивается потом мировой авторынок. Если в 2009 году главным приоритетом потребителей была безопасность транспортных средств, то в 2012-м у людей заметно вырос интерес к гибридным машинам, а в 2014-м — интерес к каршеринговым сервисам.
Уберите компьютер с руля
По результатам опроса в этом году Deloitte пришла к четырем основным выводам. Во-первых, потребители «нажали на тормоза» своего интереса к беспилотным технологиям, который рос в последние годы. Исследователи объясняют это пристальным вниманием СМИ к инцидентам, связанным с авариями, в которые попадают беспилотные машины.
Снижение доверия к беспилотным технологиям в 2017–2019 годах было зафиксировано во всех странах, где проводился опрос, лидером падения доверия стала Германия.
Если в 2017 году 51 процент опрошенных немцев выражал доверие полностью беспилотным технологиям в автопроме, то в 2019 году — уже 33 процента.
Вторым результатом опроса стал растущий интерес к машинам с электрическим приводом, включая гибриды. На вопрос о том, какой двигатель хотели бы иметь потребители в своем следующем автомобиле, все больше людей делают выбор в пользу альтернативных, то есть гибридных и электрических. Если в США в 2018 году таких было всего 20 процентов, то по результатам нынешнего опроса — уже 29 процентов. Впрочем, исследователи не исключают, что в США сторонников альтернативных двигателей могло быть и больше, если бы не низкие цены на бензин, которые держатся уже довольно продолжительное время.
В Индии доля сторонников альтернативных двигателей за этот же период увеличилась с 31 процент до 39 процентов, но больше всего тех, кто готов отказаться от традиционных двигателей внутреннего сгорания,— в Японии (59 процентов) и Китае (65 процентов).
Читайте также
Говоря о коммуникативных технологиях в автопроме — автомобилей с постоянным подключением к интернету и возможностью обмена данных друг с другом — исследователи отмечают заметные различия среди потребителей в разных странах. Наибольший оптимизм к таким технологиям испытывают в Китае — 79 процентов опрошенных считают их полезными. В Индии — 76 процентов. На противоположном полюсе немцы и японцы — лишь 35 процентов первых и 36 процентов вторых видят необходимость наличия таких технологий в автомобилях. Посередине находятся американцы и корейцы с 47 процентов и 60 процентов соответственно.
Также сильно отличается и отношение потребителей к вопросу сохранности данных при использовании коммуникативных технологий в автопроме. 70 процентов индийцев и 63 процента американцев опасаются, что обмен такими данными может привести к их утечке в третьи руки. Меньше всего этого боятся китайцы (42 процента) и японцы (39 процентов). Посередине находятся немцы с 60 процентами и корейцы с 55 процентами тех, кто опасается за сохранность данных.
Есть в одиночестве свобода
В ходе исследования было также отмечено снижение интереса к сервисам по поиску попутчиков. Если в 2017 году 47 процентов опрошенных индийцев использовали такие сервисы как минимум один раз в неделю, то в 2019 году их доля снизилась до 26 процентов. В Китае доля таких потребителей сократилась с 43 процента до 14 процентов, а в Германии — с 7 процентов до 2 процентов.
Впрочем, исследователи Deloitte допускают, что довольно низкий оптимизм потребителей в отношении подобных сервисов может объясняться поколенческими причинами — люди более старших поколений с трудом воспринимают новые модели передвижения на автомобиле (при помощи сервисов поиска попутчиков), тогда как более молодые поколения легче к ним адаптируются. Так, например, в Японии доля тех, кто использует эти сервисы и одновременно сомневается в необходимости использования личного автомобиля, среди поколения беби-бумеров (родившихся после Второй мировой войны до середины 1960-х годов) составляет 45 процентов. Среди более молодого поколения Х (родившиеся с середины 1960-х до начала 1980-х включительно) — уже 53 процентка, а среди поколения Y, миллениалов (родившиеся с середины 1980-х годов),— 60 процентов. Такая же закономерность прослеживается и в других странах — в Германии лишь 17 процентов беби-бумеров используют новые сервисы совместных поездок и сомневаются в целесообразности владением личным автомобилем, среди поколения Х таких уже 31 процент, среди миллениалов — 35 процентов. В США 17 процентов представителей поколения беби-бумеров, 20 процентов — поколения Х, и 46 процентов — поколения Y.
Евгений Хвостик