О замене масла в АКПП. Как сделать жизнь "автомата" долгой и счастливой
Фото: Shutterstock
О замене масла в АКПП. Как сделать жизнь "автомата" долгой и счастливой

В последнее время производители во все голоса говорят о том, что их АКПП необслуживаемые, то есть срок службы масла рассчитан на весь срок службы коробки. Но это такая же ерунда, как говорить, что моторное масло теперь рассчитано на весь срок службы двигателя.

 

Надо ли менять масло? 

Давайте посмотрим, почему это бред. Во-первых, потому что раньше, когда машины делались на века, а инструкции писались с тем расчетом, что их будут читать, производители говорили о том, что менять трансмиссионное масло нужно никак не реже одного раза в 60 000 км. С тех пор принципиально новых смазывающих веществ не появилось, зато коробки стали гораздо более сложными, количество переключений увеличилось, количество механического мусора из-за этого растет. Плюс современные скорострельные автоматы имеют режимы, в которых фрикционы находятся в режиме частичной пробуксовки и масло засоряется в этом режиме особенно быстро.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что условий для отказа от смены масла нет, и производители просто лукавят, намеренно сокращая тем самым ресурс коробки передач. Можете считать это всемирным заговором, можете просто современной маркетинговой стратегией, но факт остается фактом.

Мы же для себя делаем вывод, что менять масло в современных автоматах надо (даже если производитель говорит, что не надо). Хотя бы раз в 60 000 км, но лучше чаще (об этом в конце). В этом случае жизнь большинства коробок будет долгой и счастливой.

Фото: Wikipedia

 

Какое масло заливать: оригинал или аналог?

Теперь рассмотрим вопрос, который появляется после ответа на первый вопрос. Если масло менять нужно, то на какое? Универсальный и самый правильный ответ — на оригинальное. Но оригинальное очень дорогое. А можно ли, как в случае с моторным маслом, покупать аналоги?

Давайте вновь окунемся в теорию. Раньше коробки были простыми, без изысков. К ним относятся все четырехступенчатые, пятиступенчатые и простенькие шестиступенчатые автоматы, которые, кстати, до сих пор встречаются на многих автомобилях. В них можно лить любое масло, которое подходит по характеристикам и спецификациям к заводскому — ничего страшного не случится.

В случае же с шустрыми шестиступенчатыми и автоматами с бОльшим количеством передач все осложняется тем, что масла разрабатываются специально для таких коробок. То есть масло создается уже не по спецификациям, а под определенную коробку передач. Замена на неоригинал в таком случае может быть критической. Известны случаи, когда в АКПП от компании ZF заливали неоригинальное масло, а через некоторое время коробка накрывалась медным тазом. Как позже выяснилось, несмотря на нужную спецификацию, у неоригинала оказался другой коэффициент расширения. Таким образом в некоторых режимах коробка испытывала масляное голодание.

Еще одна опасность неродного масла в том, что в сложных коробках, которые работают с частичной пробуксовкой фрикционов (я уже говорил об этом) масло должно обладать определенной температурой для обеспечения правильного отвода тепла. Неоригинал может не обеспечить ее.

И хотя все это, скорее единичные случае, вероятность того, что вы зальете неоригинал и не попадете по всем характеристикам в заводское, есть. Так что тут каждый решает сам: рисковать и экономить или не рисковать и не экономить.

Фото: Wikipedia

 

Масляный фильтр 

Что касается масляного фильтра, то тут все зависит от устройства конкретной коробки передач. Есть АКПП, где фильтр без разбора коробки и замены масла не поменяешь, а есть те, где фильтр меняется и немного доливается масла. Вторые, конечно, предпочтительнее, но только лишь по этому параметру никто машину выбирать не будет, так что стоит относиться к этому как к данности, как к конструктивной особенности. 

Менять фильтр надо одновременно с маслом или, если его можно поменять без замены масла, можно менять его в два раза чаще, увеличив при этом интервал замены самого масла.

 

Как менять масло

Есть три подхода к замене масла: профилактическая, полная и полная с промывкой.

Профилактическую замену масла лучше всего делать после покупки подержанной машины с большим пробегом, когда о том, менялось ли масло в коробке или не менялось, и если менялось, то когда, ничего не известно. В этом случае сначала сливают около литра старого масла, заливают столько же нового, через 500−700 км повторяют процедуру, потом опять и так раза 4−5. Это делается для того, чтобы, если предыдущий хозяин не менял масло вообще, новым маслом вы не забили каналы отслоениями и мусором, которые активно начнут собираться новым маслом.

Полная замена масла делается, когда вы просто по регламенту меняете масло. При этом в коробке все-таки остается немного старого масла.

Полная замена масла с промывкой — это когда из коробки вымывается все до последней капли. Подключается специальный аппарат с прозрачными трубками, через него сливается старое масло, а потом новым маслом под давлением промывается вся коробка. По трубочкам можно видеть, как масло постепенно светлеет. Такая замена лучше всего, но она дороже, так как масла нужно почти в два раза больше, а масло дорогое.

Фото: Getty Images

 

Итог

Итог очень прост: масло менять нужно. Лучше менять на оригинальное. Причем чем современнее трансмиссия, тем критичней интервалы замены масла и качество масла. При обычной эксплуатации масло надо менять раз в 60 000 км. При тяжелых условиях, если машина часто буксует на бездорожье, таскает прицепы или большую часть времени проводит в пробках, интервал замены масла надо сокращать до 30−40 тысяч километров.

Александр Долгих

counter
Comments system Cackle
Загрузка...