30-е годы II века до н. э. Победой завершилась борьба Иудеи против могущественной Селевкидской державы. На царском престоле – представители легендарного рода Маккавеев. Одним из наиболее деятельных из них становится Иоханан I Гиркан, которому удается добиться полной независимости страны и подавить сопротивление самаритян, извечных соперников евреев за обладание Землей Обетованной. Именно ему принадлежат заслуги завоевания Эдома (Идумеи), области, лежащей к юго–востоку от Мертвого моря. И именно тогда, может быть впервые в еврейской истории, произошло принудительное обращение целого народа в иудаизм. Эдомитяне-прозелиты в скором времени стали играть важную роль в общественной жизни Иудейского государства. Один из них – Антипатр II, фактически становится правителем Иудеи. Тогда-то и появляется на политической сцене его сын Ирод, ставший впоследствии самым блестящим деятелем еврейской истории конца I века до н.э, а заодно, в полном смысле слова, могильщиком династии Маккавеев. Мог ли предполагать Иоханан I Гиркан, чем завершится его миссионерство в Идумее...
Свою политическую деятельность Ирод начал с ''должности'' (по определению Иосифа Флавия) ''начальника'' Галилеи, где с невероятной жестокостью подавил восстание местного населения, чем снискал себе глубокую ненависть евреев, но был особо отмечен римским наместником Сирии Секстом Цезарем, братом Божественного Юлия. Ирод же стал первым, кто, после трагической гибели Юлия Цезаря, перешел на сторону его убийцы Кассия, за что был тут же назначен наместником Рима в одну из сирийских областей. Вскоре войска Кассия терпят поражение в битве при Филиппах в Македонии от Октавиана и Марка Антония. Последний становится обладателем азиатских провинций Римской державы и... подтверждает право Ирода на Иудею.
Через десять лет наступает очередь Антония расстаться с властью. Правителем Рима становится Октавиан Август, и Ирод, не колеблясь, отправляется к новому повелителю империи. Он появляется перед Октавианом, как пишет Иосиф Флавий в ''Иудейской войне'', ''без диадемы и без всяких знаков своего сана, как частное лицо, но с царским достоинством''. Чистосердечно, не скрывая правды, он заявляет: ''Я, возведенный Антонием в цари над иудеями, делал, сознаюсь, все от меня зависящее для того, чтобы быть ему полезным. Но страстная его любовь к Клеопатре и сам Бог, осчастлививший тебя победой, затмил его ум. Так я побежден вместе с Антонием, и после его падения я снял с себя венец. К тебе же я пришел в той надежде, что мужество достойно милости и в том предположении, что будет принято во внимание то, какой я друг, а не чей я друг''...
''Тебя никто не тронет, - отвечает растроганный Октавиан, - ты можешь отныне еще с большей уверенностью править своим царством''. После чего возложил на Ирода царский венец, а в специальном декрете великодушно превознес хвалу великому дипломату и подхалиму. Обезопасив себя таким образом в международном плане (Август сумел продержаться у власти на протяжении всего правления Ирода в Иудее), царь приступил к подавлению сопротивления его правлению внутри страны. Ведь отпрыску эдумейского рода, ой как нелегко было удержаться на иудейском престоле. В борьбе за него Ирод потерял отца, братьев Фацаэля и Иосифа. Для укрепления своего политического положения он женится на Мариамне, внучке Гиркана II, надеясь, что родство с царским домом Маккавеев изменит отношение евреев к нему, чужаку-эдумитянину. Это, однако, не помогло, и по приказу Ирода Мариамна умерщвлена... Судьбу несчастной женщины разделили ее дед , мать, брат, и даже собственные сыновья Ирода и Мариамны – Александр и Аристобул. Уже смертельно больной, Ирод предал казни еще одного своего сына Антипатра. Утверждая этот приговор, говорят, Август воскликнул: ''Лучше быть свиньей этого человека, чем его сыном''. Свиней, по крайней мере, евреи не трогали...
''Ирод кровавый'' – такое страшное клеймо навеки закрепилось за этим деспотом.
Но скажите: где, когда и какой восточный правитель, дабы удержаться у власти, действовал по–другому ? Людская ненависть к Ироду была подхвачена в последствие христианами, возложившими на него вину за возможную смерть младенцев Вифлеема, хотя, похоже, это событие могло произойти лишь через четыре года после смерти иудейского тирана...
Но имя Ирода известно и в сочетании ''Ирод-строитель''. Именно его стараниям обязана Иудея появлению на ее земле великолепных дворцов, колоссальных акведуков, новых городов, неприступных крепостей, и, конечно же, реконструкцией Иерусалимского Храма.
Любимым детищем Ирода, по праву, стала Кесария. С нее мы и начнем путешествие по следам Ирода Великого.
''Он решил, - пишет Иосиф Флавий, - воздвигнуть сооружение, которое по силе своей могло противостоять морю и которое своей красотой не давало бы возможности даже подозревать перенесенные трудности''. На глубину более 40 метров были опущены огромные камни (15х3,5х3,0 метра), чтобы воздвигнуть плотину. ''После того, как глубина была выполнена, - продолжает автор ''Иудейской войны'', - построена была надводная часть шириною в 15 метров и на 30 метров плотина была выдвинута в море для сопротивления волнам... Масса помещений была построена для приема прибывавших на судах грузов. Находившаяся против них кругообразная площадь доставляла много простора для гуляний... Напротив входа в гавань стоял на кургане замечательный по красоте и величию храм Августа, а в этом последнем – его колоссальная статуя, не уступавшая, по своему образцу, олимпийскому Зевсу... Город он посвятил всей области, гавань – мореплавателям, а часть всего этого творения – кесарю и дал ему имя Кесарии''. По приказу Ирода в Кесарии были сооружены театр, амфитеатр, ипподром, дворец.
А воздвигнутые для снабжения города водой акведуки некоторые сравнивают с египетскими пирамидами и афинским Парфеноном.
Еще более разросся этот город в I-III веках н. э, когда Кесария стала ''европейской'' столицей римских правителей Иудеи, а затем и византийской Палестины. Некоторый подъем в истории города приходится на начало арабских завоеваний в VII–VIII веках, а также во время крестовых походов. Так, в середине ХIII века она была восстановлена по приказу французского короля Людовика Святого. В 1265 году Кесарию захватил и разрушил египетский мамлюкский султан Бейбарс.
Город лежал в руинах почти семь веков, пока в Кесарии в 60–е годы ХХ столетия не начались археологические раскопки. Были обследованы театр, часть фортификационных сооружений и акведук, обнаружены фундаменты царской резиденции, раскопаны ипподром, многочисленные портовые здания, синагога. В настоящее время старинная Кесария превращена в Национальный заповедник, где можно увидеть древний порт с остатками плотины–волнореза, акведук, театр, ипподром, римскую ''улицу статуй'', крепостные укрепления крестоносцев.
Завершить же экскурсию по Кесарии эпохи Ирода стоит в ''Музее Ралли'', где наравне с великолепной художественной экспозицией, можно познакомиться с выставкой под характерным названием: ''Мечты царя Ирода''. Здесь представлены многочисленные археологические находки, макеты города разных времен, фотографии и стенды, посвященные неутомимой деятельности Ирода-строителя.
''Если говорят тебе: ''Оба разрушены'' – не верь этому. Если бы сказали: ''Оба процветают'' - не верь и такому. Но, если услышишь: ''Кесария разрушена, а Иерусалим процветает или Иерусалим пал, но Кесария возвысилась'' – можешь поверить в это''. Так утверждали еврейские мудрецы. И поскольку Кесария сегодня – лишь отголосок былого величия, значит Иерусалим на подъеме. И действительно, современный Иерусалим, самый крупный город страны и столица Израиля, и именно сюда мы отправимся, чтобы продолжить наше путешествие, посвященное Ироду Великому.
Следы его деятельности в Иерусалиме можно увидеть в фундаментах ''башни Давида'' у Яфских ворот, в музеях ''Иродианский квартал'' и ''Сожженый дом'' в еврейском квартале Старого города, на римско-византийской улице Кардо, в т. н. ''Туннеле Хасмонеев''. Однако, безусловно, наиболее впечатляют его постройки в районе юго-западной части Храмовой горы.
Именно реконструкция Иерусалимского Храма явилась вершиной строительной деятельности Ирода. ''Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, - читаем мы у Иосифа Флавия, - он (храм, - Ю.П.) блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз... Каменные глыбы, из которых он был построен, имели до 23 метров длины, 2,5 метров толщины и 3 метра высоты. Перед ним стоял жертвенник высотой в 7,5 метров... С юга вела к нему подымавшаяся терраса. Он был сооружен без железного инструмента. Храм вместе с жертвенником были обведены изящной, сделанной из красивых камней, решеткой''. Рядом с Храмом располагались многочисленные крытые галереи (помните у М. Булгакова в ''Мастере и Маргарите'': ''...в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат''?), внутренние пространства были вымощены разноцветной мозаикой. На территорию Храма вели несколько ворот, над которыми возвышались изящные башни... Да, не даром Талмуд утверждает, что ''тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания''.
В ходе археологических раскопок, проведенных в 60-90-х годах ХХ века, ученые открыли кладку подпорной стены Храмовой горы иродианской эпохи. Она оказалась сложенной насухо из рядов гладко обтесанных камней весом от 200 до 400 тонн. Была обнаружена лестница, ведущая на Храмовую площадь. Любопытно, что ее ступени имеют разные размеры, чтобы по ним трудно было бежать, а приходилось размеренно подниматься, мысленно подготавливая себя к тому, что человек должен увидеть и совершить через несколько мгновений. Именно по этим ступеням, видимо, поднялся на Храмовую гору Иисус из Назарета. А оказавшийся здесь спустя две тысячи лет американский астронавт Нейл Армстронг, по его словам, волновался больше, чем шагая по Луне...
И у вас есть возможность увидеть все это, посетив заповедник ''Офель'', находящийся рядом с Мусорными воротами Старого города. Здесь вы воочию ощутите живое дыхание эпох и величие созидательной деятельности самого противоречивого в истории иудейского правителя.
В 70-м году I века н. э. в ходе Иудейской войны Иерусалимский Храм был разрушен римлянами. А спустя два тысячелетия он вновь возродился во всем своем блеске, но ...уменьшенным в 50 раз на территории Музея Израиля в столице еврейского государства. На представленном здесь макете – улицы и площади города, дома знати и простого люда, дворец Ирода, крепостные стены с многочисленными башнями, театр, стадион, ипподром и возвышающаяся над всем этим громада Храма.
Продолжим, однако, наш маршрут. Выезжаем из Иерусалима по дороге № 1, спускаемся по ней к Мертвому морю и по шоссе № 90 добираемся до подножия 400-метровой скалы, на вершине которой Ирод возвел неприступную крепость ''укрепленную небом и людьми против любого врага, который может начать войну'' (Иосиф Флавий).
На территории Масады (а именно так называется это место сегодня) по приказу царя были построены несколько дворцов, склады продовольствия, бани, бассейны. По периметру горы были воздвигнуты мощные укрепления.
Масада находится в пустыне, где практически отсутствуют постоянные источники воды, поэтому Ироду пришлось соорудить сложную систему водоснабжения для обитателей крепости. Овраги, расположенные в окрестных горах, были перегорожены плотинами, и во время весенних паводков живительная влага по специальным желобам поступала в 12 вырубленных по периметру скалы цистерн, оштукатуренных особым водонепроницаемым материалом. По определению ученых, общая емкость этих резервуаров составляла порядка 40 тысяч кубометров воды, чего с избытком хватало на несколько месяцев осады. Часть водосборников сохранилась, и их можно увидеть на территории крепости.
Сегодня в национальном историческом заповеднике ''Масада'' (добираться лучше на подъемнике, хотя можно и пешком по описанной еще Иосифом Флавием ''змеиной тропе'') вниманию посетителей предлагается Западный дворец Ирода с отлично сохранившимися мозаиками, плавательный бассейн, термы, колумбарий, древние каменоломни. Но безусловно, вершиной комплекса является трехъярусный царский дворец, как ласточкино гнездо прилепившийся на северном уступе скалы. В этом сооружении поражает все: самобытная архитектура, интерьеры с мозаичными полами и фресками на стенах и потолках, бани, тронный зал. А вид с крыши верхнего яруса просто не поддается описанию: бескрайняя желтая пустыня с вкраплениями зеленых оазисов, бирюзовая гладь Мертвого моря, красные склоны Моавского хребта...
Читайте также
Через столетие после ее возведения Иродом, эта крепость стала свидетелем финального аккорда Иудейского восстания. Об этих событиях на Масаде напоминают римская насыпь, остатки военных лагерей римских легионеров, синагога, где восставшими было принято страшное решение о самоубийстве.
Вернемся, однако, к нашему герою. Несмотря на все удобства и преимущества Масады, последние свои дни Ирод провел все же не здесь, а в Иерихоне, городе находящемся на северной оконечности Мертвого моря. Неизлечимо больной он, казалось хотел победить саму смерть, прибегая к помощи и лекарей, и магов-врачевателей. Когда же стало ясно, что диктатор все же не властен над силами природы, он отдал свой последний страшный указ: запереть на иерусалимском ипподроме мужчин знатнейших родов со всей страны, и по его смерти казнить их, ''дабы вся Иудея и каждая семья, против своей воли, плакала бы над моей смертью'' (Иосиф Флавий). И, возможно, единственный раз за период правления этого тирана, его приказ не был исполнен. Но Ирод поделать уже не мог ничего...
Погребение царя произошло неподалеку, в Иродионе (еще одной крепости, построенной по приказу Ирода), где тело тирана было предано земле. Так завершил свой жизненный путь великий дипломат, великий строитель, великий злодей-убийца и, в то же время, одна из величайших политических фигур своего времени.
Юрий Полторак (экскурсовод)
Фото: Ю.Полторак, А.Макаренко, Е.Вейнард