Спорный маршрут Министерства транспорта. Там планируют провести в 2017 году широкомасштабную реформу работы и государственной регуляции маршрутных такси. Черновой план реформы вызвал ожесточенный неприятие у обладателей лицензии на использование этого вида общественного транспорта.
Чтобы понять суть конфликта, следует обратиться к давней истории. До 2005 года все маршрутные такси в Израиле были "пиратскими", работали совершенно стихийно и никем не контролировались. В 2005 году в этой отрасли было решено навести порядок, и обязать владельцев сети "маршруток" или кооперативы их водителей получать лицензии на работу на том или ином маршруте. По сути дела, Минтранс тогда попросту раздал лицензии уже де-факто работающим "маршруткам", без проведения каких-либо конкурсов. Всего было выдано порядка 2000 лицензий. Но значительная часть линий оказалась нерентабельной, и работа на них была постепенно свернута. В результате сегодня по всей стране действует порядка 1100 линий маршрутных такси, а еще у 900 имеется "спящая", то есть никак не используемая лицензия.
При этом, согласно статистике Министерства транспорта, в 2015 году маршрутные такси перевезли около 50 млн. пассажиров. То есть их доля в общем пассажиропотоке не превысила 5 процентов.
Читайте также
- Реформа Смотрича так "помогла", что теперь надо еще что-нибудь запретить
- Пилотный проект: откажитесь от машины, и вам заплатят
- Проект "Полоса плюс" на въезде в Тель-Авив: полиция начинает штрафовать
- Придется потесниться. Ограничение на провоз велосипедов в вагонах
- "Революция" на Прибрежном шоссе: два с плюсом или два с минусом?
На этом фоне Минтранс и решил увеличить роль маршрутных такси в общественном транспорте страны. В рамках будущей реформы предполагается, во-первых, объявить официальные конкурсы на уже действующие маршруты, а также на множество новых; во-вторых, ввести контроль за их деятельностью, и в числе прочего обязать соответствовать строгому временному расписанию. Причем победителем будущих конкурсов (ни общее количество новых маршрутов, ни какие-либо другие подробности реформы пока не опубликованы) станут те, кто предложит самую низкую цену за проезд на том или ином конкретном маршруте.
Понятно, что это известие вызвало немалое оживление среди владельцев "спящих" лицензий, увидевших в инициативе Министерства возможность вернуться на рынок. Но оно же спровоцировало крайнее негодование среди обладателей действующих лицензий. По их утверждению, работа большинства линий маршрутных такси и без того нерентабельна, а объявление новых конкурсов и появление конкурентов лишь усугубит ситуацию, приведя к обратному результату: владельцы маршруток начнут разоряться и сворачивать свою деятельность.
По словам обладателей лицензий, вместо того, чтобы поддержать тех, кто все эти годы вкладывал деньги в свой бизнес, обеспечивая бесперебойную работу "маршруток" – например, введением возможности расплачиваться в маршрутных такси карточкой "рав-кав", Минтранс решил сделать ставку на тех, кто доказал свою несостоятельность.
В Министерстве транспорта на это отвечают, что стараются, во-первых, учесть интересы всех обладателей лицензий на "маршрутки", а во-вторых – и это главное – ориентируются на интересы пользователей общественным транспортом. Все старые маршруты, говорят в Минтрансе, будут сохранены, плюс появится столько новых, что хватит на всех. Вот только и водителям маршрутных такси придется работать по новому: они больше не смогут стоять на конечной остановке сколь угодно долго, пока не заполнят весь салон пассажирами. Их обяжут выезжать в строго указанное время.
Петр Люкимсон