Экологам назло: массовые электромобили будут круче спорткаров
Фото: Getty Images
Экологам назло: массовые электромобили будут круче спорткаров

До недавнего времени автомобильное будущее выглядело как-то безрадостно. Более-менее было понятно, что электромобили вытеснят бензиновые машины, ибо дело стоит только за ростом емкости батарей, но первые их товарные экземпляры навевали уныние. Так что же, нашим внукам и нам на пенсии предстоит грустно и бесшумно путешествовать на яйцеобразных беспилотных пародиях на автомобили? Расслабьтесь. Электрический силовой агрегат таит в себе невероятный потенциал для драйверских эмоций. Будущее наступает, и оно будет интересным.

Назло всем экологам премиальные производители наперегонки анонсируют проекты мощных электромобилей. Mercedes обещает выпуск машин на новой платформе EVA к 2018 году, BMW собирается расширять линейку I моделей за счет повышения мощности тяговых батарей, в частности появится электроспорткар i4 и кроссовер i5. Audi после "дизельгейта" ускорила все работы по электромобилям, планируется выпуск спорткара и кроссовера Q6

А ведь нас столько лет убеждали, что экологичная машина – это эдакая малоразмерная и убогонькая штуковина. Хотя электромобили экологичны при любых мощности мотора и массе – выбросы все равно отсутствуют. И тем не менее, большая их часть все еще остается маломощной, неудобной, некомфортной… И при этом дорогой. 

 

Tesla Model S

Батарея: 90 киловатт-часов.
Запас хода: 520 километров.
Разгон до 100 километров в час: 2.9 секунды.
Мощность на пике: 729 лошадиных сил. 

Лишь Илон Маск понял, что электромобиль может быть очень и очень крутым, быстрым, безопасным и приносящим удовольствие от езды. И похоже, что огромные неповоротливые махины автопроизводителей смогли, наконец, увидеть очевидное: электромобили непопулярны вовсе не потому, что стоят дорого, а потому, что за много денег вам вместо машины дают какую-то дурацкую тележку. Кстати, мощный электромобиль – это еще и очень практично, и причин тому много.

 

Мощность

В отношении электромобиля не действует привычное правило: "чем слабее мотор, тем экономичнее машина".

КПД электродвигателя от нагрузки зависит не так сильно, как у ДВС, и четырехсотсильный мотор прекрасно работает с нагрузкой в двадцать сил и даже становится еще экономичнее за счет меньшего тепловыделения самого двигателя и преобразователей. А масса электромотора в сравнении с массой батареи и кузова автомобиля совершенно незначительна. К тому же мощный электромотор способен очень эффективно тормозить, обеспечивая рекуперацию на уровне 80-90 процентов, а значит и масса машины уже не помеха, можно наращивать емкость батареи и получить приемлемый запас хода не только для коротких городских поездок, но и для загородных прогулок и путешествий. Следовательно, больше мощности – это очень выгодно: тысяча лошадиных сил, полторы тысячи… 

Идеальный вариант – сравнять мощность двигателя с мощностью хорошей тормозной системы, пока это примерно тысяча–полторы киловатт для легковой машины. Тогда обычные гидравлические тормоза, которые безвозвратно преобразуют энергию машины в тепло воздуха, станут ненужны, не будет лишней пыли на дорогах, а коэффициент рекуперации возрастет до теоретического максимума.

В отношении электромобиля не действует привычное правило: "чем легче, тем экономичнее". 

Причина, собственно, названа выше, рекуперация для мощного электромобиля становится эффективнее. И чем больше и тяжелее его тяговая батарея, тем лучше она может воспринимать всю энергию при торможении, она становится совершеннее не только с точки зрения комфорта и безопасности, но и экономичности! А раз машина тяжелее, то стоит сделать ее побольше, улучшить аэродинамику, внутри можно добавить комфорта… 

 

Rimac Concept_One

Батарея: 82 киловатт-часа.
Запас хода: 595 километров
Разгон до 100 километров в час:
2.6 секунды
Мощность на пике: 1088 лошадиных сил.

В отношении электромобиля не действует привычное правило? "больше масса - хуже управляемость".  

Особенности компоновки позволяют расположить тяговую батарею очень близко к центру крена подвески, а она составляет большую часть массы автомобиля. То, о чем только мечтают в Subaru, совершается уже сейчас: центр тяжести машины опускается к центру крена, прямо как у болидов Формулы-1. Становятся ненужными сверхжесткие подвески, можно сделать их чуть мягче, это улучшит сцепление колес с дорогой. К тому же тяжесть – это не всегда плохо, это действующая на любой скорости прижимная сила, малое изменение нагрузки по осям в процессе эксплуатации и, как следствие, возможность точной настройки подвесок и отличная управляемость при великолепном комфорте. На выходе получаем мощный болид, который прекрасно рулится и показывает результаты, которые сравнимы с суперкаровскими на кольце.

 

Стоимость 

Ну, и, наконец, в отношении электромобиля не действует привычное правило: Больше расход энергии - больше расхолд денег".

В идеальном случае электромобиль вообще заряжается условно-бесплатно, например, от солнечных батарей и от прочих дармовых источников энергии вроде ветряков. Главное тут, чтобы не возникало необходимости быстрого заряда от электросети, энергия в которой вырабатывается по большей части пока тепловыми и атомными электростанциями. 

Фото: Getty Images

Mercedes-Benz SLS AMG Electric Drive

Батарея: 60 киловатт часов
Запас хода: 240 км
Разгон до 100 километров в час: 3,9 секунды
Мощность на пике: 750 лошадиных сил.

И потому совсем нелепо смотрится тот случай в Сингапуре, когда расход энергии Теслой посчитали в эквиваленте обычного ископаемого топлива. Хотя на практике это вопрос чистой экономики, а не экологии.

При желании электроэнергия может быть получена довольно чистыми методами, а чем более емкая батарея у машины (вот это сейчас и есть главная проблема, но она решаема), тем реже ее приходится подзаряжать и тем более выгодными тарифами и источниками электроэнергии можно пользоваться.

 

Недалекое будущее 

Вроде бы экологичность и безопасность мощного электромобиля – вне всяких сомнений? Казалось бы, экологи должны всячески поддерживать этот вид транспорта и способствовать его продвижению. Но энтузиазм в отношении электромобилей может быстро пройти с увеличением их числа. Ну и, разумеется, станет хорошо заметно, что жупел экологичности служит лишь для обоснования повышения налогов и «подталкивания» технического прогресса, то есть продаж новых автомобилей.

В Норвегии, которая лидирует по количеству машин с нулевым выбросом и планирует к 2025 году полностью избавиться от авто с ДВС, налог отменен лишь до 2017 года, а продлят эту льготу или нет – большой вопрос. Но уже сейчас прекращен бесплатный проезд по полосам для общественного транспорта и платным автомагистралям, который для многих был решающим аргументом в пользу покупки. 

Фото: Getty Images

Audi R8 e-tron

Батарея: 92 киловатт часа
Запас хода батареи: 450 километров
Разгон до 100 километров в час: 3,9 секунду
Мощность на пике: 456 лошадиных сил.

Остальная Европа пока еще не насыщена электромобилями в должной степени и ищет способы увеличить их продажи, но со временем объемы сбыта перестанут быть важным фактором. Куда важнее окажется потеря бюджетных средств от снижения продаж жидкого топлива, в цене которого порядка 90 процентов составляют налоги, а еще услуги в виде парковки, проезда по магистралям и, конечно же, налога на машины. Но, к счастью, пока тренд не переломился.

Борис Игнашин

counter
Comments system Cackle