Аккумуляторная батарея способна трудиться на протяжении пяти-шести лет. Но это в теории. В нашей реальности АКБ спустя два-три года зачастую благополучно "умирает". Но если ухаживать за батареей как положено, лишний годик-другой к ее жизни точно прибавится.
Повышенное напряжение
Вообще, АКБ — довольно крепкий орешек, но у него своя ахиллесова пята. Это повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля. Из-за этого основательно снижается уровень электролита в батарее. Причем, этот негативный процесс может идти как в теплое время года, так и в холодное.
Определить бортовое напряжение на глазок не получится. Дело в том, что многие современные автомобили не оснащены вольтметром. Поэтому узнать вовремя, что напряжение подскочило до критической отметки в 15 вольт — задача не из легких. Между тем, такое напряжение может превратить хороший аккумулятор в груду хлама всего за месяц.
Для профилактики и самоуспокоения полезно периодически измерять напряжение в бортовой сети. Ехать на СТО не нужно — достаточно обыкновенного мультиметра. Прибор нужно подключить к аккумулятору — напряжение не должно быть больше 14.2 вольта. Есть нюанс. Замерять напряжение следует после поездки, можно даже незначительной. В этом случае генератор успеет вернуть АКБ ушедшую на запуск энергию. Если же измерять напряжение непосредственно после запуска, показания будут некорректными.
Кстати, глушить двигатель не нужно. Просто подсоединяете вольтметр к клеммам АКБ — и проверяете показания на холостых. Желательно, кроме того, убедиться, что все в норме на двух-трех тысячах оборотах. Поскольку повышенное напряжение может "раскрыться" только в таких случаях.
А еще можно приобрести самый простой вольтметр, который подсоединяется к прикуривателю. И постоянно держать на контроле напряжение бортсети, если есть подозрения насчет его "плохого поведения".
Обслуживание аккумулятора подразумевает и поддержание электролита на нужном уровне и в нужной плотности. Нужный уровень, как и остальные уровни в машине, находится между отметками min и max, а если их нет — то примерно на сантиметр выше пластин в банках. Да, уровень в каждой банке свой, а банок в батарее шесть. Пробка у каждой банки своя — разумеется, если речь идет о малообслуживаемых АКБ.
Если уровень мал и часть пластины не закрыта электролитом — пластина начнет осыпаться, и банка может выйти из строя, или как минимум утратит часть емкости.
"В ноль"
Среди автолюбителей ходит легенда, что батарее, даже новой, достаточно лишь разок разрядиться "в ноль" — и она уже никогда не будет такой, как раньше. Мол, внутри произойдет ряд необратимых изменений. И тогда помочь сможет лишь осиновый кол… Ну, или можно просто заменить батарею на новую, чтобы лишний раз не волноваться. Ведь вряд ли автовладельца обрадует утром ситуация, когда машина откажется распахнуть двери с брелка.
В принципе, доля правды в этой страшилке есть. Но глубокий разряд наиболее опасен, что логично, для старых аккумуляторов, и особенно зимой. Тогда разряд "в ноль" действительно может нанести батарее серьезный урон.
Но если батарея новая — ей меньше года, — ничего страшного от глубокой разрядки, скорее всего, не произойдет. АКБ сумеет в кратчайшие сроки "очухаться" без каких-либо осложнений.
Подзарядка для профилактики
Зимой аккумуляторам зачастую приходиться работать в жестких условиях недозаряда. Именно зимой энергии расходуется много, и ее баланс постепенно уходит "в минус". Ведь на запуск двигателя морозным утром — учитывая температуру ночью — тратится примерно в два раза больше энергии, чем на аналогичную процедуру в теплое время года.
Плюс к тому, когда коленчатый вал все-таки провернулся в густом масле, в дело вступают всевозможные "энергетические вампиры": подогрев кресел, стекол, зеркал. И все эти потребители вызывают "просадку" напряжения.
В результате аккумулятор нужного количества тока не получает. И такая картина может повторяться изо дня в день: незначительная поездка, длительная стоянка на морозе, вновь краткосрочный бросок — и снова покой. С таким расписанием батарея постепенно начинает растрачивать плотность электролита. А восстановить эти потери способны лишь длительные поездки — или дополнительная подзарядка.
Так что зимой, особенно во время сильных морозов, лучше воздержаться от включения каких-либо дополнительных пожирателей электроэнергии, и дать автомобилю спокойно прогреться. В таком случае генератор будет уже на холостых нормально подзаряжать батарею. Ну а извечную проблему "сколько нужно греть", каждый решает для себя сам.
Что касается дополнительной подзарядки. Многие пренебрегают этой процедурой не только из-за отсутствия гаража или нежелания тащить тяжелую батарею в дом. Дело в том, что при отключении сбрасываются настройки магнитолы и других устройств. Так, в блоке управления сбрасываются накопленные за период эксплуатации адаптивные параметры силового агрегата и коробки. Поэтому нельзя исключать вариант, что "стальной конь" после отключения АКБ какое-то время будет "кушать" чуть больше обычного, и вести себя на дороге непривычно.
Читайте также
Тем не менее, подзарядка АКБ в холодное время года — дело необходимое, и на неудобства нужно пойти. Тем более, делать это придется нечасто: для нормальной эксплуатации аккумулятора достаточно двух сеансов подзарядки в течение зимы.
Павел Жуков