3 февраля акции европейских автомобильных компаний резко упали в начале торгов в Европе из-за заявления Трампа о новых пошлинах. Президент Франции призвал Европу к решительным действиям перед лицом угроз со стороны американского президента.
В субботу президент США выполнил свою угрозу ввести таможенные пошлины в отношении трех крупнейших торговых партнеров страны, установив 25%-ные тарифы на товары из Канады и Мексики и дополнительные 10% к уже существующим тарифам на китайскую продукцию. Эти меры вступят в силу во вторник.
Дональд Трамп не скрывает своей враждебности к Евросоюзу, обвиняя его в "очень-очень несправедливом" отношении к США в сфере торговли. До сих пор Брюссель подчеркивал, что надеется избежать торгового конфликта с Трампом путем переговоров. Однако в пятницу американский лидер заявил, что "абсолютно" исполнен решимости в будущем ввести пошлины против ЕС после того, как завершит тарифную атаку на североамериканских соседей и Китай.
Автомобильная промышленность Европы серьезно пострадает от американских пошлин на экспорт из Мексики и Канады. "Это один из наиболее пострадавших секторов, и к тому же многие производители, такие как Stellantis, рассматривают США как приоритетный рынок", - комментирует Кристофер Дембик, инвестиционный советник Pictet AM. "США остаются основным источником роста для европейских компаний, чей внутренний рынок находится в состоянии застоя", - добавил он. Кроме того, европейские автопроизводители "не могут конкурировать с китайскими компаниями, которые гораздо более конкурентоспособны на азиатских рынках", что делает американский рынок особенно важным для автопроизводителей Старого Света, подчеркнул эксперт.
Ответ Евросоюза
Президент Франции ответил на угрозы Дональда Трампа ввести пошлины на европейские товары. Если Европу "атакуют" в сфере торговли, она "должна будет заставить себя уважать", - заявил глава государства на встрече в Брюсселе в понедельник, 3 февраля. "Последние заявления США подталкивают Европу к большей силе и единству", - добавил он.
Европейские партнеры выразили солидарность с позицией французского президента. Германия, традиционно осторожная в трансатлантических отношениях и торговых вопросах, заверила, что Европа сможет ответить на возможные американские пошлины. "Очевидно, что, будучи крупной экономической зоной, мы можем... реагировать на тарифную политику своими тарифами. Мы должны это делать и будем это делать", - заявил канцлер Германии Олаф Шольц. Однако он подчеркнул, что приоритетом остается сотрудничество.
Эту же линию твердости и открытости к диалогу поддержала глава европейской дипломатии Кая Каллас. "Мы нуждаемся в Америке, и Америка нуждается в нас", - заявила она. "Пошлины увеличивают издержки. Они вредны для занятости и потребителей, это очевидно", - добавила она.
Евросоюз уже в воскресенье заявил, что решительно ответит, если Дональд Трамп введет пошлины на европейские товары, осудив введенные ранее тарифы против Канады, Мексики и Китая. "ЕС решительно ответит любому торговому партнеру, который несправедливо или произвольно введет пошлины на продукцию ЕС", - заявил представитель Европейской комиссии.
Войны автопрома
Акции европейских автомобильных компаний резко упали в начале торгов в Европе в понедельник утром из-за заявления Трампа о новых пошлинах. В Париже акции Stellantis (корпорация, объединяющая французскую группу PSA и итало-американскую Fiat Chrysler) снизились на 5,94%, Renault - на 2,38%. В Германии Mercedes потерял 5,06%, BMW - 4,86%, Volkswagen - 5,80%. В Стокгольме Volvo упал на 4,88%.
Читайте также
Эти падения не случайны. Под предлогом борьбы с нелегальной иммиграцией и наркотрафиком из Канады Дональд Трамп стремится вернуть производство автомобилей в США.
Большинство автопроизводителей, работающих в Северной Америке, интегрировали свои производственные цепочки в трех странах - США, Канаде и Мексике. Ford и General Motors производят автомобили в Канаде и Мексике более 100 лет. Volkswagen работает в Мексике с 1960-х годов, а японские и корейские автопроизводители присоединились к ним в 1980-х и 1990-х. Они использовали преимущества соглашения НАФТА - договора о свободной торговле, заключенного в 1994 году и обновленного Трампом в его первый президентский срок.