Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Автомир

А
А

Почему у современных автомобилей исчезли длинные антенны

Наверняка вы замечали, что на машинах уже давно не встречалось длинных тонких антенн: на смену им пришли короткие усики или плавники. Как же так получилось?

Александр Пономарев
27.06.2024
Источник:Maxim
Фото: ShutterStock

Антенны, о которых пойдет речь, предназначены для приема радиосигналов с так называемой частотной модуляцией - проще говоря, FM-диапазона. Зумерам обычное радио сегодня едва ли знакомо, у них есть куча иных способов слушать музыку, но все остальные наверняка в курсе, что антенной может быть все, что угодно. Если оно, конечно, проводит ток.

В случае FM-радио этим проводящим элементом может быть простейший металлический стержень. В идеале его длина должна соответствовать длине волны FM-сигнала, которая при частоте около 100 МГц составляет примерно три метра. Но постойте, неужели для уверенного приема радио нужна гигантская антенна выше человеческого роста? Разумеется, нет.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

К счастью, антенны работают почти так же хорошо, если настроить их на разумную долю длины волны, которую вы хотите получить. В случае автомобильных радиоприемников это примерно четверть, то есть примерно 75 см. Если у вашего автомобиля была телескопическая антенна, то вы могли наглядно оценить разницу в качестве приема сигнала между полностью выдвинутой антенной и ее укороченным вариантом. Но, кстати, более длинная антенна - это не всегда однозначно хорошо.

Прием сигнала на длинных и средних волнах определяется не чувствительностью тюнера в магнитоле, а уровнем внешних помех. Если уровень сигнала намного выше помех, прием радио будет хорошим, а если ниже - не спасет даже самая длинная антенна, поскольку сигнал все равно утонет в шуме.

Увеличивая длину антенны, мы пропорционально увеличиваем и уровень сигнала, и уровень внешних помех на входе приемника. Так что порой длиннющая антенна может только ухудшить ситуацию, если радиоприемник перегружен мощными сигналами. Но что заставило автопром выпилить эти олдскульные металлические антенны и заменить их нелепыми штырьками или несуразными плавниками?

Неужели и это решение пролоббировали дизайнеры, в очередной раз победившие инженеров? На сей раз нет.

Первым автомобилем в истории с пластиковым плавником антенны стал кроссовер Mazda CX-5. Японским инженерам пришло в голову заменить ржавеющий металлический прут на компактные спиральные катушки и использовать электронную подложку. Похожая конструкция используется и в современных антеннах в виде короткого штыря с обрезиненным покрытием.

А главная фишка этих плавников в том, что внутри у них на самом деле находятся сразу несколько антенн: для приема радио, спутниковой навигации и сотовой связи. В них помещаются скрученные в катушки медные провода, длина которых оптимизирована для любого диапазона электромагнитных волн.

Некоторые модели плавников и вовсе не содержат внутри FM-антенн, вместо этого их встраивают прямо в заднее стекло вместе с нитями подогрева или даже прячут в крышку багажника, если она сделана из пластика. Или в задний спойлер.

Вообще, большинство антенн в виде этих плавников на самом деле являются своего рода компромиссом: обычная антенна в виде старого доброго металлического хлыста все же обеспечит лучший прием, чем маленькая катушка. Вот только другие антенны и системы, работу которых они обеспечивают, сегодня считаются более важными.

Читайте также

А старое доброе радио потихоньку сдает позиции всяким стриминговым сервисам, коих сегодня развелось немеряно, так что FM-антенны уже не так важны, как раньше. Ну и дизайнеры, конечно, только рады избавиться от такого рудимента. Хоть их особо никто и не спрашивал.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке