Тезисы статьи в France Infо
▪Сайт citroen. ru внешне похож на официальный сайт производителя. В разделе "авто в наличии" сообщается, что на данный момент в продаже 96 "российских" Citroën C5 Aircross. Однако ни этот сайт, ни эти автомобили с логотипом французского бренда не имеют никакого отношения к Stellantis, группе, образовавшейся в результате слияния Peugeot-Citroën и Fiat-Chrysler.
▪Конфликт на Украине, международные санкции и политика Кремля освободили Россию от правил глобальной экономической игры и сделали возможными такие акты промышленного пиратства, которые до недавнего времени казались немыслимыми.
▪Чтобы понять, как это стало возможным, нам придется вернуться в апрель 2022 года, через два месяца после начала конфликта на Украине. Stellantis объявила о закрытии завода в Калуге из-за "логистических трудностей, с которыми приходится сталкиваться ежедневно" и "чтобы гарантировать полное соблюдение всех санкций", поясняет группа. В одночасье завод, рассчитанный на выпуск 125 000 автомобилей в год, на котором было занято 2700 сотрудников, опустел, как и большинство других автомобильных заводов в России.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
▪В отличие от компании Renault, которая быстро, в мае 2022 года, продает (за символический рубль) свою долю в "Автовазе" и завод в Подмосковье российским властям, Stellantis не может распродать свои активы. "Они были хуже интегрированы в систему, чем Renault", — говорит француз, живущий в Москве, знаток промышленных кругов.
▪Stellantis поначалу продолжает платить зарплаты сотрудникам, но группа не скрывает, что не собирается возвращаться на российский рынок, где она никогда не совершала прорыва. Для компании это означает отказ от калужской фабрики, над которой, как признает сегодня Stellantis, она "потеряла контроль", хотя какая-либо передача никогда официально не была зафиксирована.
▪Почти два года об этом заводе-призраке никто ничего не слышал, пока 27 марта российская компания "Автомобильные технологии" не объявила о начале "серийной сборки кроссоверов Citroën C5 Aircross" на площадке в Калуге.
▪Новый оператор анонсирует поступление первых моделей в дилерские центры в мае 2024 года. Покупатели уже могут зарезервировать их на сайте Citroën Russia, который, похоже, тоже сменил владельца.
▪По нашей информации, производством автомобилей, а также вспомогательными функциями занимаются бывшие сотрудники Stellantis в России, однако никто точно не знает, кто стоит за этой компанией.
▪"Официально это бывший дистрибьютор Citroën в России, который вложил собственные средства, чтобы снова запустить завод. Теоретически это возможно. Другие говорят о присутствии крупного инвестора, но это только предположения", — объясняет российский журналист, посетивший завод во время пресс-тура.
▪Этот визит, который некоторые журналисты сняли на видео, позволил нам увидеть, как выглядит новая продукция, произведенная в России.
▪Под руководством директора по развитию компании "Автомобильные технологии" Павла Безрученко журналисты смогли наблюдать за сборкой первых автомобилей на полупустом заводе. "Мы не были уверены, что нам показывают всю реальность… Даже после этого визита остаются большие серые зоны", — продолжает наш журналист.
▪Калужские C5 Aircross собираются из импортированных в Россию 1700 деталей. В промышленности этот метод называется CKD [Completely Knockdown — продукт, поставляемый потребителем или продавцом по частям и собранный в месте назначения. Прим. ред. Briefly]. Кузова прибывают поездом уже сваренными и покрашенными. Рабочие собирают все детали воедино, и машина официально становится российской.
▪Но кто поставляет детали, позволяющие собрать оригинальный Citroën? В день визита Павел Безрученко отказался ответить журналистам, задавшим ему вопрос. Известно лишь, что эти автомобили идентичны тем, что продаются во Франции, за исключением нескольких деталей, таких как передние фары.
▪Однако найти "сообщника" не так уж и сложно. Это Dongfeng, китайский производитель, акционер Stellantis, партнер Peugeot и Citroën по производству в Китае 4008 (китайская версия 3008) и… C5 Aircross.
▪Dongfeng Motor не ответила на вопросы France Info, но источник в Stellantis подтверждает, что группа действительно написала своему китайскому партнеру, "сообщив ему, что тот не имеет права экспортировать эти детали в Россию".
▪По данным Reuters, изначально Dongfeng экспортировала в Россию 42 комплекта C5 Aircross. С тех пор, должно быть, появились и другие: компания Automotive Technologies объявила о своем намерении увеличить объемы производства, ограничившись на данный момент "двумя или тремя автомобилями в день", по сообщению ее представителя.
Читайте также
- Этот легендарный бренд может исчезнуть уже через два года
- Fiat поставил производство 500e на паузу
- Stellantis не планирует продавать или ликвидировать ни один из своих брендов
- Stellantis планирует закрыть популярные, но убыточные автомобильные бренды
- Stellantis полностью откажется от хрома в своих автомобилях
▪️"Несколько источников подтвердили нам, что эта операция получила политическое одобрение на высоком уровне в Москве и Пекине", — говорит один из инсайдеров отрасли. Dongfeng принадлежит китайскому правительству, а Павел Безрученко — бывший заместитель директора департамента автомобильной промышленности могущественного Минпромторга. Нового "владельца" калужского завода, похоже, не пугает перспектива санкций. Отвечая журналистам на этот вопрос, он сказал, что имеет "план B и даже план C".
▪️Каким бы символичным ни было производство на калужском заводе, этот случай прежде всего отражает новую реальность, в которую погрузилась Россия после долгого стремления продемонстрировать свою респектабельность, о чем, в частности, свидетельствует ее вступление в ВТО в 2012 году, после 18 лет сложных переговоров.
▪️Страна, долгое время боровшаяся с контрафактом, теперь разрешает кинотеатрам показывать "пиратские" американские фильмы без лицензии и присоединяется к практике Ирана, где уже можно найти Peugeot, произведенные без разрешения французского автопроизводителя.
▪️С улиц Москвы европейские автомобили постепенно исчезают и заменяются китайскими моделями, причем все они импортируются. Китайские производители не хотят инвестировать в Россию, несмотря на "сотрудничество без границ", о котором говорит лидеры двух стран.