• Водитель
  • Машина
  • Дорога
  • Все публикации

Zahav.АвтомирZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+12+11
Иерусалим
+11+6

Автомир

А
А

Спрос на электромобили растет, но куда девать старые машины с ДВС?

Правительство не только не поощряет переход на современные автомобили, но и тормозит его, не предлагая возможности утилизировать технику.

Юрий Легков
24.12.2022
Источник:НЭП
Фото: Walla! / Реувен Кастро

В уходящем году в Израиле резко вырос спрос на электромобили. Если два года назад, в 2020-м, в страну было поставлено всего 1500 электромобилей, то в 2021-м их количество подскочило до 11 тысяч, а в этом году увеличится более чем на 100%, примерно до 25 тысяч единиц. Согласно оценкам, до конца текущего года 10% автомобилей на дорогах Израиля будут электрическими. И тут вновь возникает вопрос: куда девать старые автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а также новые модели автомобилей с ДВС, которые электромобили выталкивают с израильских дорог?

При всей лихорадке последних лет на рынке новых автомобилей и с появлением десятков тысяч электромобилей меньше старых автомобилей в Израиле не становится. Согласно данным ЦСБ за 2021 год, из почти 3,3 миллиона частных автомобилей, которые перемещались по дорогам Израиля, 1,2 миллиона (31%) выехали на дорогу более 10 лет назад, еще почти 1,2 миллиона (31%) - в возрасте 5-9 лет. Между 2000 и 2007 годами автопарк в Израиле "помолодел" с 7,1 до 6,4 года в среднем, но затем, к 2017 году, "постарел" до 6,6, а к 2021 году - до 7 лет.

Нет никаких сомнений в том, что новые автомобили более безопасны как для водителей, так и для пешеходов (количество частных автомобилей, находящихся на дорогах 13 и более лет и ставших участниками ДТП со смертельным исходом, на 35% выше, чем в среднем по автомобильному парку в Израиле) и намного более экологичны, учитывая новые требования к автомобилям с ДВС в США и Европе. Но правительство в Израиле не только не поощряет переход граждан на современные автомобили, увеличивая налогами цену автомобилей с ДВС почти вдвое и повышая налог на электромобили, но и тормозит его, не предлагая владельцам старых автомобилей возможности утилизировать технику.

Отправлять самостоятельно старый автомобиль на утилизацию экономически невыгодно из-за низкой стоимости металлолома и высокой стоимости эвакуатора. На данный момент в Израиле отсутствует государственная программа по утилизации автомобилей. В 2010 году была представлена программа, в рамках которой владельцам старых автомобилей, направленных на утилизацию, выплачивали небольшую сумму, около 3 тысяч шекелей, но бюджет программы быстро иссяк. В 2013 году ее возобновили, но снова деньги быстро закончились. На сегодняшний день существует только программа утилизации брошенных грузовиков, которые несут в себе большую опасность для окружающей среды.

Несколько лет назад министерство экологии приняло решение запустить в Израиле программу утилизации старых автомобилей, основанную на привлечении к процессу импортеров новых автомобилей. Фактически министерству нет необходимости изобретать велосипед, ведь именно Израиль тут белая ворона - во множестве стран ответственность за утилизацию старого автомобиля несет не столько его собственник, сколько производитель. В Германии, к примеру, владелец отслужившей свой век легковой машины может сдать ее на лом, обратившись в лицензированный приемный пункт, либо просто отдать машину в любой автосалон производителя.

Более того, импортеры новых автомобилей, представляющие в Израиле производителей, сами обратились в министерство экологии с предложением принять участие в финансировании программы утилизации, чтобы подтолкнуть владельцев старых автомобилей к покупке новых. К примеру, они предлагали предоставлять владельцу старого автомобиля ваучер, позволяющий купить новый автомобиль со скидкой в тысячи шекелей. Но министерство отклонило предложение, сославшись на отсутствие бюджета.

В результате программа утилизации так не увидела свет, и сегодня в рамках коалиционных переговоров ни одна партия не выдвигала подобных требований. В результате на дорогах Израиля с годами как минимум не уменьшится количество старых автомобилей, загрязняющих атмосферу и опасных для окружающих, но государство, судя по всему, видит в этом не проблему, а налоговые поступления от продажи бензина.

Только в 2021 году, к примеру, 21,5 миллиарда шекелей поступило в государственную казну от налогов на топливо, еще 5 миллиардов шекелей - от сбора НДС на бензин и дизельное топливо. Переход на более экономичные автомобили с ДВС и электромобили может резко уменьшить налоговые поступления, и потому государство даже не взвешивает всерьез снижение налогов на покупку автомобилей/электромобилей или запуск программы утилизации.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке