Плюсы и минусы трансмиссий
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как работают другие и как спорят сторонники МКПП и АКПП. Противостояние последних длится уже много лет, но пока все по Ремарку – «на Западном фронте без перемен».
Пережиток прошлого или?..
МКПП, по сравнению с АКПП, считается простым по устройству механизмом. Благодаря этому стоимость авто на «мешалке» ниже аналогичного, но автоматизированного собрата.
Но «механика» подразумевает активное участие человека в процессе движения. Если за рулем такого авто находится опытный водитель, который знает, как по-настоящему правильно обращаться с МКПП, и умеет раскрывать ее возможности (например, застряв «по уши» в снегу или грязи), то трансмиссия ответит взаимностью. То есть будет служить верой и правдой долгое время, принося своему владельцу удовольствие от езды.
Но если за «мешалку» берется необстрелянный воробей, то угробить даже добротную коробку ему не составит труда. И дело тут вовсе не в наплевательском отношении, а в банальном отсутствии опыта и навыков. Все знают, как и чему учат в автошколах.
В таблице приведены основные как плюсы, так и минусы «механики».
Читайте также
- Honda тестирует механическую коробку передач для электрокаров
- Зачем электромобили имитируют переключение передач
- Механические коробки передач теряют популярность по всему миру
- Что будет, если на машине с АКПП включить "паркинг" на ходу
- BMW M отказывается от "механики": такие автомобили медленные и неэффективные
Как видите, минусов у «механики» немного. Доставить проблемы она способна разве что неопытным водителям.
Однако сторонники «автомата» утверждают, что механическая трансмиссия – это архаичный агрегат. Прогресс не стоит на месте, поэтому глупо не пользоваться его достижениями. Зачем себя напрягать, если есть умный и трудолюбивый помощник, который сам все сделает? Полный контроль над машиной? Бросьте! Оставьте это профессиональным водителям и гонщикам.
Приверженцы «механики» в долгу не остаются, и считают, что автомобили с АКПП – для блондинок.
Когда решает «автомат»
Конструкция автоматической трансмиссии сложна из-за большего количества узлов и составляющих. Поэтому и ценится АКПП дороже, причем во всех смыслах. И в эксплуатации, и в ремонте, и в производстве.
Зато она гораздо удобнее в условиях города. Не нужно заморачиваться насчет наличия третьей педали и постоянного переключения передач. Сиди себе, крути руль, нажимай на две педали да поглядывай в зеркала заднего вида.
В принципе, главных плюсов у обычного «автомата» всего два. Он сам переключает передачи и, соответственно, вероятность «утомить» двигатель сводится практически к нулю.
А вот минусов больше. В эту категорию можно отнести, во-первых, дорогостоящее обслуживание и ремонт. Во-вторых, более высокий расход горючего. В-третьих, возможность буксировки только на эвакуаторе. Да и запас прочности автоматической трансмиссии ниже, чем у механической. Мало какие коробки способны выдержать пробег в 150–200 тысяч километров, не пережив процедуру капремонта. Чаще всего проблемы начинаются, стоит авто преодолеть отметку в 100 тысяч.
Вариации АКПП
Семейство автоматических трансмиссий довольно разнообразно. Например, классическая гидромеханическая КПП. Она «умеет» передавать на колеса от мотора больше крутящего момента. К тому же она долговечна и надежна. Но «ложка дегтя» все же есть. Буксировка возможна только при помощи эвакуатора.
«Робот», по сравнению с другими АКПП, более дешев и в изготовлении, и в эксплуатации. Но зато он страдает чувствительными рывками при переключении передач.
Вариант трансмиссии с двумя сцеплениями (DSG) хорош тем, что – как и «механика» – передает крутящий момент на колеса, не теряя при этом мощности. Но такая коробка ненадежна, а ремонт стоит больших денег.
Ну а бесступенчатый вариатор известен тем, что он переключает передачи гораздо мягче и незаметнее остальных. Но при этом, по сравнению с другими «автоматами», этот вид трансмиссии наиболее «ломуч» и ненадежен. Часто вариатор готов отправиться на капремонт не «отбегав» и 100 тысяч километров.
Что в итоге?
Как бы не бушевали страсти между поклонниками МКПП и АКПП, правых и неправых в этих спорах быть не может. Кому-то важней полный контроль над авто и чувство драйва, другим – комфорт и простота.
Пока «механика» все же выглядит более практичной. Но технари не дремлют и постепенно «автоматы» становятся надежными и экономичными. Например, уже упомянутая коробка DSG расходует горючее на уровне МКПП. Вот только с ценой эксплуатации и ремонта создатели пока не справились.
Да и вариатор становится все популярнее у концернов. Даже такие «староверы» как Toyota и Subaru стали оснащать ими свои кроссоверы. Так что, возможно, пройдет еще лет десять, – и автомобили на «мешалке» можно будет встретить лишь в сегменте коммерческого транспорта и на автогонках.
Автор: Павел Жуков