Кондиционер - одна из самых энергоемких систем автомобиля. Особенно "болезненно" его работа сказывается на дальности хода электрокаров. Ученым удалось изобрести особое пленочное покрытие, которое работает подобно черной дыре и заставляет солнце охлаждать, а не разогревать корпус автомобиля.
В основе новой технологии, предложенной израильскими учеными из стартапа SolCold, лежит явление антистоксова сдвига, когда испускаемый фотон имеет больше энергии, чем поглощенный фотон. Другими словами, фотоны вступают в реакцию с поверхностью и "отскакивают" обратно с большей энергией, чем они столкнулись с ней. Таким образом, солнечный свет, отражаясь от специальной поверхности, не нагревает ее, а наоборот, охлаждает.
Читайте также
Основная трудность заключалась в том, чтобы перенести в повседневную жизнь эффект антистоксова сдвига, наблюдаемый обычно в космосе или в лаборатории. Тем не менее, специалистам SolCold уже удалось изготовить пленочное покрытие и затянуть им крышу и приборную панель обычного старого хэтчбека Volkswagen Polo. На видео, опубликованном ниже, можно понаблюдать за экспериментом, как три одинаковых белых автомобиля ведут себя в жаркий солнечный день. Один обтянули пленкой SolCold и оставили на солнце, второй стоял рядом без какого-либо покрытия, а третий - без пленки, но в тени.
В результате салон первого автомобиля разогрелся лишь до 37 градусов Цельсия, второго - до 55 градусов, а третьего - до 40 градусов. В SolCold утверждают, что в зависимости от размера салона автомобиля температура внутри может снизиться на 20 - 70 процентов. Пока пленочное покрытие находится на стадии прототипа, но в дальнейшем его планируют использовать не только для охлаждения автомобилей, но также зданий или целых городов.