Французские автомобили странные? Безусловно! Даже по европейским меркам! Они странные как флаг Непала, тарифы на электроэнергию и седые подмышки. И с этой своей странностью им не очень-то легко живется, потому как гурманы нынче на дороге не валяются, зато каждый первый пользователь любого автомобильного форума подробно расскажет вам, как французские машины рассыпаются от неосторожного чихания, и завершит свой менторский этюд сакральной фразой: «Лучше б "Марка" взял». На протяжении почти сотни лет и до недавнего времени лидером по пренебрежению к штампам считался Citroen, но в свете кризисных репрессий его стал подпирать Peugeot, причем подпирать так сильно, что любой эксперт по французскому автопрому с болью в сердце и потухшим взором признается: настал тот момент, когда гамма Peugeot вызывает больше оваций, чем линейка Citroen…
А началось все буквально в прошлом году, когда раллийный бог Себастьян Лёб оседлал "ковер-самолет" под названием Peugeot 208 Т16 Pikes Peak (875 л. с. на 875 кг веса) и промчался по легендарной американской трассе в облаках, сняв с предыдущего рекорда Риса Миллена на доработанном Hyundai Genesis Coupe оглушительные полторы минуты (!!!). Для некоторых этого было бы достаточно, но не для алхимиков Peugeot, которые уже просто не смогли остановиться. "Подогрев" продолжился моделью 308R, вызвавшей настоящий переполох на прошлогоднем шоу во Франкфурте и направляющейся прямиком в производство в 2015 году. "И по поводу чего шум?", — спросите вы. Все дело в 1,6-литровом 270-сильном турбо — самом мощном моторе в своем роде, установленном на серийном автомобиле. Его уже активно применяют на RCZ R, и это купе даже чуть-чуть быстрее, чем Megane RS. А совсем недавно французы удивили концептом 2008 DKR (который, кстати, демонстрируется на московском автосалоне). Это дизельное 340-сильное моноприводное багги на 37-дюймовых шинах Michelin примет участие в ралли "Дакар" уже в следующем году. Ну что тут можно сказать? Отличный материал, "Пежо", просто отличный!
К сожалению, ни один из вышеперечисленных ошеломительных проектов нам на суд не достался, поэтому речь пойдет о более скромной и приземленной машине— кроссовере 3008. Неудивительно, что на фоне тотального омолаживания бренда под замах попал и наш подопытный. Что же мы о нем знаем? У этого Peugeot нет прямых предков. Он— первый в своем роде. Но если не в генах, то в концепции он немного напоминает грубоватые универсалы 504 и 505. Больше всего этот автомобиль запомнился тем, что на его базе был создан первый в мире массовый дизель-электрический гибрид. Вера Peugeot в то, что 3008 завоюет расположение любителей всевозможных сегментов, каким-то чудом оправдалась. С момента запуска в 2009 году было реализовано свыше 500 000 штук, что вдвое превысило первоначальные оценки.
В 2013 году 3008 стал самой прибыльной моделью концерна PSA на китайском рынке. Она разошлась тиражом около 50 000 экземпляров. Китай, Китай, везде один сплошной Китай. Да, именно ответная реакция китайских клиентов частично спровоцировала этот фейслифт и уже сформировала облик следующего поколения машины, которая появится ориентировочно в 2016 году. Данным рестайлингом Peugeot отреагировал на появление на сцене обновленного Skoda Yeti и нового поколения Nissan Qashqai. Французы очень надеются, что второй цикл Qashqai не всем придется по вкусу и отпугнет покупателей в сторону 3008. Кстати, по аналогии с Yeti изменения носят чисто формальный характер: немного косметики на светотехнику плюс три новых опции под соусом сниженной на 600 евро цены, и отчет готов!
Сказать, что Peugeot 3008 выглядит неординарно,— это ничего не сказать. Недруги французской автоиндустрии скажут, что он похож на яйцо, что, к сожалению, усугубляется при белом цвете кузова (здесь он на редкость красивый... перламутровый). Однако не будем забывать, что яйцеобразные транспортные средства оставляли весьма отчетливый след в истории. Чего только стоит Dymaxion — единственный в мире автомобиль с задним расположением мотора и передним приводом. 3008 вобрал в себя черты машин из разных категорий: внедорожника, хэтчбека, универсала и минивэна. В компании его называют компактным кроссовером, а по сути 3008 представляет собой удлиненный завышенный располневший хэтчбек с большим багажником, высокой посадкой, узкой для довольно сильно раздутых колесных арок колеей и разделенной задней дверью, облегчающей погрузку и при необходимости служащей удобной скамейкой. Основные дизайнерские изменения модели 2014 года включают новые фары с традиционной полоской светодиодов и задние фонари с детализированными кластерами, которые якобы должны напоминать лапы льва. Решетка радиатора стала более выпуклой, обросла хромом и нацепила табличку с надписью Peugeot. В компании твердят, что новая машина стремительнее прежней, но можно выразиться и по-другому: ее словно намазали на бутерброд. Мой голос однозначно за старый дизайн!
Утонченность и презентабельность лучше ощущаются в салоне. Сразу хочется назвать три пункта, которые несказанно обрадовали (конечно, если в вас присутствует частичка консерватизма): 1) Ключ зажигания: помните, был такой металлический пережиток, который вставлялся в замок и проворачивался?! Этот элемент делает взаимодействие человека и машины более натуральным, а потому должен быть неотъемлемой частью конструкции. 2) Руль без кнопок: помните, были такие рули, не перегруженные излишней информацией?! 3) Огромная площадь остекления: речь не только о панорамной крыше на всю длину, но и о громадном, как у автобуса, лобовом стекле, где дворники работают навстречу друг другу, причем один из них — размером с хоккейную клюшку.
Да и в целом интерьер производит крайне приятное впечатление. Качественные материалы отделки и несколько интересных штрихов делают салон 3008 достойным вашего времяпрепровождения. Бардачок для водителя, эффектный "поручень" для пассажира, ряд ретро-переключателей/тумблеров на центральной консоли… Водительское место обладает всеми признаками кокпита авиалайнера (не до такой степени, как в Citroen DS5, но все же). Конкретные ссылки на авиацию обнаруживаются легко. Например, чтобы водитель не отвлекался от дороги, в Peugeot 3008 предусмотрена выдвижная плексигласовая панель, куда выводится вся необходимая информация. Настраивать ее угол и яркость можно как раз вышеупомянутыми тумблерами. Остаток тумблеров отвечает за абсолютно непонятную и ненужную систему контроля временного промежутка до впереди идущей машины (из соображений безопасности, а не в качестве ассистента для гонок). Итого: тумблеры — это конечно прекрасно, но их функционал крайне сомнителен.
Техническая составляющая осталась нетронутой. Нам по-прежнему предлагаются два варианта 1,6-литрового бензинового мотора (120 л. с./5МКПП, 150 л. с./6 МКПП/6АКПП) или дизель того же объема (115 л. с.), сопряженный с роботом. Редакции довелось покататься на 150-сильном 3008 с 6-ступенчатым автоматом. Едет машина очень плавно и еле слышно, в спортивном режиме ускоряется довольно резво, но без фанатизма. На задней подвеске установлена интригующая гидравлическая система, оказывающая давление на амортизаторы, чтобы подавлять неприятные крены кузова. Борьба с недостаточной поворачиваемостью привела к избыточной, и даже при незначительном повороте руля кажется, что машина вот-вот развернется вокруг своей оси. Здесь французы явно перемудрили.
Peugeot 3008 позиционируется как универсальный кроссовер, но в отличие от того же Nissan Qashqai, полный привод не предлагается даже в качестве дополнительной опции, а он этой модели ох как нужен! Частые старты под незначительный визг покрышек и задирающийся перед намекают, что машине необходимо распределять момент по обеим осям. Зато клиенты могут побаловаться с системой Grip Control. Она подозрительно напоминает Terrain Response от Land Rover и точно так же контролирует тягу в зависимости от поверхности, будь то асфальт, грязь, песок или снег. Опять же, использовать данную систему без полного привода — это как пытаться обуться в инфузорию-туфельку.
Итак, давайте вернемся к началу. Французские автомобили странные? Безусловно! Но ведь Mini и Fiat 500 тоже странные, и, между прочим, для нишевых моделей они неплохо продаются. Как недавно выразился новый президент PSA Карлос Таварес, "Peugeot не хватает цепкости и жажды денег". Таварес, как человек, любящий деньги и знающий, что это такое, сразу взял быка за рога, то есть льва за гриву. Он огласил список мер, необходимых для выведения концерна сначала в ноль, а затем и в прибыль. Процесс будет болезненным и потребует смирения и терпения.
Читайте также
Хотя Peugeot по-прежнему стоит на зыбкой финансовой почве, у него есть потенциал стать глобальной компанией. Для этого потребуется грамотная экспансия в Китай, Индию и Бразилию — рынки намного более "живые", чем Западная Европа, на которую Peugeot Citroen опирался на протяжении долгих лет. Сейчас ходит все больше слухов, что США также попадают в поле зрения концерна. Французские машины не продаются там почти 25 лет, однако, принимая во внимание их последние смелые проекты и тот факт, что все меньше и меньше американцев одержимы количеством цилиндров, рискнем предположить, что стоит попробовать. А вот российский рынок вызывает у Тавареса серьезную озабоченность. Он является одним из самых убыточных для концерна, поэтому PSA полностью пересмотрит политику предложения своих автомобилей.
В рамках стратегии "Возвращения в гонки" усилия Peugeot будут направлены непосредственно на марку Volkswagen. Компании пора переходить из статуса среднестатистического массового игрока в более высококлассного производителя. В настоящее время цена автомобилей Peugeot в Европе на 6,5% ниже, чем у сопоставимых моделей Volkswagen. Товарищ Таварес намерен сократить эту разницу до 4,7% к 2016 году и довести до 0-3% к 2020-му. Президент заявляет, что последние модели 208, 2008 и 308 уже соответствуют конкурентам из Volkswagen с точки зрения технологий и качества. Модельная линейка Peugeot будет сокращена с 25 моделей до 16, а затем и вовсе до 13. Еще одна цель — минимизировать параллелизм в работе Peugeot и Citroen. По данным экспертов, Peugeot прекратит выпуск малолитражек и минивэнов. Эти сегменты будут переданы на откуп "Ситроену". Останутся без преемников 207 СС, 308 СС и 4008.
По нашему другу 3008 решение пока не принято, но скорее всего он продолжит борьбу. Признаюсь честно: я не до конца понял эту машину. Рыночная статистика показывает, что сейчас в почете автомобили визуально суровые, с большим пространственным объемом и приличным клиренсом. При этом клиентам не нужен хардкоровый внедорожник, им достаточно лишь отголоска. Возможно, Peugeot 3008 — как раз то самое "оно" с благородным дизайном, ярким характером и по относительно вменяемой цене. Французские автомобили странные? Безусловно! Но они невероятно эстетичные, утонченные и изысканные!
Благодарим российское представительство Peugeot и лично Олега Завьялова и Сергея Тихонова за предоставленный автомобиль.
Автор: Антон Ковалев