Читайте также
Возвращение на американский рынок - это, вероятно, последняя мысль, посещающая головы представителей Peugeot, Citroen и Renault. Французские автомобили не продаются там почти 25 лет. Сами компании по-прежнему стоят на зыбкой финансовой почве. Есть ли у них шанс закрепиться в Новом Свете?
После перехвата власти и финансовых инвестиций со стороны китайского Dongfeng и французского правительства президент PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес заявил, что у концерна есть потенциал стать глобальной автомобильной компанией. В основном он имел в виду экспансию в Китай, Индию и Бразилию - намного более "живые" рынки, чем Западная Европа, на которую Peugeot-Citroen опирался на протяжении долгих лет. Сейчас ходит все больше слухов (переходящих в статус реальности), что Америка также попадает в этот список.
Тавареса и Карлоса Гона из Renault не нужно винить в том, что они не наблюдали американский рынок на своем радаре. Вкусы американцев никогда не совпадали с европейскими, однако теперь и Ford, и GM охватили тему компактных автомобилей и компактных двигателей, так что у французов есть все шансы.
Peugeot пытался распробовать американский рынок целых 30 лет, но ему это не совсем удалось. Находясь в своей нише, Peugeot предлагал узкую модельную линейку и не завязывал крепкие отношения с устоявшимися на рынке компаниями. Самыми успешными моделями были 504 и 505, во многом благодаря дизельным двигателям и довольно высокому уровню престижа, которым не отличался импорт 70-80-х гг. Эти машины даже эксплуатировались в качестве нью-йоркских такси.
Когда 505 устарел, Peugeot оказался в такой же ситуации, которая побудила соперников Audi, Saab и Volvo искать себя на просторах премиума. Но модель 405 не была премиальным автомобилем, зато была прилично дороже, чем Honda Accord. Американцам нравился Accord, но не Peugeot. Вместо того, чтобы привести на рынок 605, чтобы конкурировать с Infiniti Q45 и Lexus LS400, французы сдались в 1991 году.
Сегодня Peugeot - культовые машины в США. Время от времени из гаражей просачиваются пыльные 504 и 505, а иногда можно увидеть и 405 - пережиток начала девяностых. Умы Peugeot не покидала идея возвращения с самого момента отъезда. Wall Street Journal сообщает, что Peugeot проводил исследования по продаже машин в США буквально в 2003 году, однако последовавший затем "Автокалипсис" разрушил эту мысль.
Citroen в США всегда имел репутацию странного автомобиля. Пожалуй, наибольшее влияние они получили с моделью SM - возмутительно красивой и продвинутой машиной, которую могли себе позволить лишь истинные смельчаки. Следующие автомобили оказались не в состоянии успеть за ужесточающимся регламентом безопасности, и Citroen официально ушел в 1974 году.
Да, но вы могли попробовать приобрести Citroen XM, когда небольшая компания CXA решила "легализовать" их в 1991 году. Они привезли несколько сотен XM, но ценник был слишком высок - около 55 000 долларов. Смог бы PSA продать больше Citroen XM, если бы имел дилерскую сеть? Вопрос риторический...
Renault, напротив, не стремился к возвращению после болезненного разрыва с AMC и Chrysler. Технически, Eagle Premier был последним Renault, проданным в США. И это совсем не повод для возвращения. Еще менее вероятным стал их приход в 1999 году после альянса с Nissan, который уже располагал сильным американским плацдармом. Ближе всего Америка приблизилась к современному Renault благодаря странному Nissan Quest 2004 года и Mitsubishi на базе Renault-Samsung.
Французские автомобили странные? Безусловно! Даже по европейским меркам. Но ведь Chevy Spark, Fiat 500 и Mini - тоже странные. И, между прочим, для небольших нишевых автомобилей они неплохо продаются. Все меньше и меньше американцев одержимы количеством цилиндров, а Mini приучил к тому, что не нужно иметь дилерский центр на каждом углу - достаточно достойного уровня обслуживания клиентов.
Renault и PSA производят много компактных нишевых машин. Renault Twingo, Citroen C4 Cactus и Peugeot RCZ так не похожи на то, что продается на рынке США. Конечно, американские энтузиасты мечтают о том, что французы когда-нибудь вернутся в Америку. Да, они не смогут доминировать там даже при благоприятном климате продаж. Однако принимая во внимание смелые французские проекты недавних лет, рискнем предположить, что им стоит попробовать.