Финалисты ежегодного, самого престижного в Европе конкурса ''Автомобиль года'', уже несколько дней как известны, и можно было бы отделаться простой формальностью, перечислив их. Но история этого конкурса, которая началась в 1963-м году – это история автомобиля, история того, как и в каком направлении он развивался, как прогрессировали фирмы, история их взлетов и падений.
Сегодняшние претенденты на почетный титул выбраны ведущими журналистами семи самых авторитетных автомобильных журналов Европы: Auto (Италия), Autocar (Великобритания), Autopista (Испания), Autovisie (Нидерланды), L'Automobile magazine (Франция), Stern (Германия) и Vibilagare (Швеция). Сам же победитель конкурса ''Автомобиль года 2010'' определится 30-го ноября путем голосования более расширенного жюри, в состав которого войдут 59 журналистов из автомобильных изданий 23-х европейских стран.
Итак, 7 финалистов выбранных из 33-х претендентов: Toyota iQ, VW Polo, Citroen C3 Picasso, Skoda Yeti, Opel Astra, Peugeot 3008 и Mercedes-Benz E-Class.
Toyota
Модели этой японской фирмы дважды были победителями европейского конкурса ''Автомобиль года'': в 2000-м году – Yaris, и в 2005-м гибридный Prius. Обе эти модели хорошо известны на нашем рынке.
Toyota iQ – самый маленький из когда либо представленных на конкурс автомобилей – его длина всего 2985 мм. Комплектуется этот 3-дверный мини-хэтчбек, либо 3-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 1.0 литр мощностью 68 л.с., либо 1.4-литровым 90-сильным турбодизелем. Предсерийный показ модели состоялся в октябре 2008-го года на Парижском автосалоне, а производство началось в январе этого года.
Volkswagen
Не взирая на то, что Volkswagen(ы) одни из самых распространенных, популярных и любимых в мире автомобилей, модель этой фирмы смогла завоевать престижный титул ''Автомобиль года'' только один единственный раз – в 1992-м году – это был VW Golf третьего поколения.
Попавший в нынешний финал VW Polo от своего предшественника 9N на платформе ''A'' кардинально не отличается – это все тот же 3- или 5-дверный хэтчбек В-класса, но внешне новая модель стала больше походить на своего ''старшего брата'' (Golf VI). Видимо именно это сходство повлияло на выбор немцев – в результате специального опроса журнала Auto Motor und Sport, VW Polo был назван самым красивым автомобилем в своем классе.
Citroen
Две главные победы Citroen(ов) в конкурсе ''Автомобиль года'' пришлись на 1971-й и 1975-й годы. Модели GS и CX, как внешним видом, так и техническим содержанием, резко отличались от всего того, что передвигалось тогда по дорогам мира. Для своего времени это были действительно авангардные автомобили. В 1990-м году титул еще раз достался Citroen(у) – модели ХМ, дизайн которой разрабатывало легендарное кузовное ателье Bertone. Все три победившие модели были с фирменными ситроеновскими гидропневматическими подвесками.
Трудно сказать, что субкомпактный мини-вэн класса B Plus, Citroen C3 Picasso, достойный наследник своих прославленных предков – изяществом он не блещет, да и техническими изысками тоже. Но видимо его потребительских характеристик оказалось достаточно для того, чтобы выйти в финал конкурса.
Skoda
В советские времена чешская фирма не могла претендовать даже на участие в главном автомобильном конкурсе года, а уж добраться до финала... Для Skoda это огромный успех. Понятно, что таких результатов фирма смогла добиться благодаря ''руководящей роли'' Volkswagen Group, в состав которой она входит.
Представленный на конкурс полноприводной кроссовер Skoda Yeti исключением не является – он тоже построен на фольксвагеновской, гольфовско-джеттовской платформе (PQ35), комплектуется немецкими двигателями и трансмиссиями.
Opel
Впервые модель этой немецкой фирмы, принадлежащей американскому концерну GMC, стала обладателем титула ''Автомобиль года'' в 1985-м году. Это был хэтчбек Opel Kadett, хорошо известный на нашем рынке, как корейский седан Daewoo Racer. В 1987-м году Opel опять стал победителем престижного конкурса – на сей раз лучшей среди лучших стала модель Omega. И вот, спустя 22 года, Insignia вновь вывела Opel в лидеры конкурса, став ''Автомобилем года 2009''.
Сказать, что попавший в финал хэтчбек Opel Astra нового поколения – автомобиль авангардный, нельзя. Но то, что эта машина со всех точек зрения удачная, и у нее есть все шансы на победу – это несомненно. Тем более, что решена Astra в новом корпоративном стиле – в таком же, как прошлогодний победитель Insignia.
Peugeot
Эта французская фирма не менее титулованная, чем Citroen и Opel. На ее счету так же три победы – 1969 год (Peugeot 504), 1988-й (Peugeot 405) и 2002-й (Peugeot 307). Надо заметить, что Peugeot 504 до сих пор встречается на наших дорогах, правда чаще всего в виде рабочего пикапа, а не 4-дверного седана.
Что касается финалиста 2010-го года – компакт-вэна Peugeot 3008, то он построен на прекрасно зарекомендовавшей себя платформе 2-PI (правда, модернизированной), известной еще по модели... 307 (и 308, конечно)! Той самой, которая стала ''Автомобилем года'' в 2002-м году.
К ''старым'' плюсам добавились новые: тип кузова с широкими потребительскими возможностями, не бесспорная, но свежая стилистика и прекрасные двигатели, разработанные совместно с мотористами BMW.
Mercedes-Benz
Mercedes(у), как Volkswagen(у), за более чем 45-летнюю историю конкурса, удалось завоевать титул ''Автомобиль года'' только один раз – в 1974-м году (Mercedes-Benz 450S). Нельзя сказать, что Mercedes(ы), всегда считавшиеся лучшими из лучших среди, в общем-то, доступных, недостойны такой награды. Но наряду с техническими, технологическими, потребительскими и дизайнерскими находками, жюри конкурса всегда рассматривало и стоимость автомобиля. А цена 450-го (который на те времена фактически являлся аналогом современного S-класса) в категорию ''демократичной'' никак не попадала. Правда в середине 70-х прошлого столетия среди победителей был даже совсем уж не ''народный'', но действительно новаторский, Porsche 928.
Пробившегося в финал конкурса этого года, почти 5-метрового традиционного седана Mercedes-Benz E-Class, доступным покупателю даже с достатком ''выше среднего'', тоже не назовешь. Однако набор самой современной вспомогательной электроники с невиданными доселе функциями направленными на безопасность водителя и пассажиров, и качество автомобиля в целом, которое достойно более престижного S-класса, могут впечатлить даже самых избалованных специалистов.
Семь претендентов пяти концернов на один титул ''Автомобиль года 2010'' – от менее чем 3-метровой длины 3-дверного японского хэтчбека до 4,8-метровой длины немецкого седана, включая хэтчбеки В- и С-класса, субкомпактный мини-вэн, компакт-вэн и полноприводной чешский кроссовер... Кто из них?
До конца ноября осталось не так много времени – делайте ставки, господа!
P.S. В этом разнообразии претендентов есть одна, не свойственная времени закономерность – здесь нет ни одного ''гибрида'', и это не взирая на ''зеленую'' эпидемию, охватившую автопроизводителей!.
EV
Фото: Toyota, Volkswagen, Citroen, Skoda, Opel, Peugeot, netcarshow.com, Mercedes-Benz