В последнее десятилетие эволюции трансмиссий вышла за рамки увеличения числа передач. Появились роботизированные, вариаторные коробки и, наконец, коробки передач с двумя сцеплениями.
Читайте также
- Honda тестирует механическую коробку передач для электрокаров
- Зачем электромобили имитируют переключение передач
- Механические коробки передач теряют популярность по всему миру
- Что будет, если на машине с АКПП включить "паркинг" на ходу
- BMW M отказывается от "механики": такие автомобили медленные и неэффективные
В кратких описаниях автомобилей мы можем встретить массу аббревиатур, обозначающих тип трансмиссии (МКПП, АКП, РКПП, CVT, DSG и др.) но не всегда понимаем, о чем конкретно идет речь.
Кроме того, ситуацию с идентификацией типа коробки усложняют фирменные названия коробок.
Не углубляясь серьезно в технологии и принципы работы, представляем самые популярные коробки передач и смотрим, на какие модели они устанавливаются.
МКПП – механическая коробкапередач. Классика. Устанавливается и установлена на большинство автомобилей в мире (от ВАЗ до Mercedes-Benz).
Переключение осуществляется водителем путем выключения сцепления соответствующей педалью и включения определенной передачи рычагом КПП. Распространены 5-, 6- и 7-ступенчатые коробки.
АКП – автоматическая коробка передач. Тоже классика, но ей уже наступают на пятки современные технологии.
Довольно сложная в работе и еще более сложная в ремонте трансмиссия, передачи в которой в зависимости от нагрузки переключаются без участия водителя, которому нужно только поставить селектор переключения передач в положение вперед - D, назад R, нейтраль N или парковка P.
Самые распространенные 4-скоростные коробки, но встречаются даже 7-ми скоростные, например, на современных моделях Mercedes-Benz. "Автомат" отличается плавностью работы, но провоцирует двигатель на излишнюю прожорливость.
РКПП – роботизированная коробка перередач, или "механика" с автоматическим приводом сцепления. Довольно простой вариант трансмиссии. Как следует из определения, от стандартной МКПП "робота" отличает способность самостоятельно переключать передачи.
В большинстве моделей с "роботом" предусмотрено и ручное переключение передач. Практически все, у кого есть опыт управления автомобилем с РКПП, сетуют на некоторую заторможенность переключения передач и на скатывание машины под гору при старте в гору.
На современных моделях оба этих недостатка устранены, а экономичность "механики" сохранена. Самые известные автомобили с "роботом" – это Toyota Yaris и Auris, а также Citroen C4 Picasso.
Бесступенчатый вариатор, или CVT. Довольно давно подобная трансмиссия устанавливается на мототехнику, но из-за конструктивных и технологических особенностей на автомобили вариаторы устанавливаются недавно.
Несмотря на ограничения по весу и скорости , вариаторы прижились на многих моделях: Toyota IQ, Prius и Avensis; Nissan Teana, Qashqai, Murano, X-Trail; Citroen C-crosser; Renault Megan Coupe и Coleos; Mercedes-Benz A- и B-class; Subaru Outback (Lineartronic).
В пользу вариаторов говорит их невысокая цена и простота конструкции, однако пользователи, на чьи машины кончилась гарантия, а вариатор вышел из строя, предпочитают ремонту вариатора замену на АКП (чаще после капремонта). Говорят, что это дешевле и менее хлопотно.
КПП с двойным сцеплением (DSG Direktschaltgetriebe) у моделей концерна Volkswagen, PDK (Doppelkupplung) - у Porsche, DCT – у BMW).
На сегодняшний день самая перспективная технология. Благодаря применению двойного сцепления, на механической, по сути, КПП коэффициент полезного действия DSG значительно превосходит обычную автоматику с гидротрансформатором.
При движении на той или иной передаче следующая автоматически подготовлена к активации. Одно сцепление отвечает за четные передачи, а другое - за нечетные и заднюю.
При переключении муфта первого сцепления размыкается, а второго – замыкается. Следовательно, момент переключения не заметен. Согласно официальным данным, по сравнению с МКПП коробка PDK на Porsche сокращает время разгона автомобиля с места до "сотни" на 0,2 с.
Кроме того, расход топлива автомобилей, оборудованных такой коробкой, в некоторых случаях может быть даже ниже, чем у моделей с ручной коробкой переключения передач.
Самым массовым производителем трансмиссий с двойным сцеплением является концерн Volkswagen: коробки DSG устанавливаются на многие модели VW, Skoda и Audi. Компания BMW опционально устанавливает на большинство моделей 7-ступенчатые трансмиссии с двумя сцеплениями.
Минусом КПП с двойным сцеплением является, пожалуй, лишь их цена. Сегодня она, как минимум, вдвое превышает цену стандартной АКП.
Дмитрий Липкин