В демонстрационном зале компании Baltavtotrade-M выставлены в ряд автомобили класса люкс. На Рублевке, где обитают российские нувориши с их виллами, мехами и бриллиантами, дилер автомобилей BMW выглядит почти скромно.
Седаны 5-ой серии припаркованы вместе с моделями 3-ей серии, а между ними вклинился шикарный X6. Продавец говорит об этой модели: "nowaja" - только что с конвейера! Ноль километров пробега! По крайне мере так представляют этот внедорожник.
Читайте также
Однако на самом деле этот автомобиль успел поучаствовать в необычной одиссее. Он уже преодолел 9000 километров от американского города Спартанбург , где мюнхенский концерн производит свои внедорожники X3, X5 и X6, а также побывал в Бремерхафене и Калининграде.
При этом своим ходом эта машина, оснащенная мощнейшими двигателями, не проехала ни одного метра. Ее доставили по морю, а затем на грузовике. Во время своего длительного путешествия по морям и океанам ее состояние менялось.
В Соединенных Штатах автомобиль поставили на колеса, в Бремерхафене разобрали, а в Калининграде вновь собрали. Получается, что компания BMW дважды занимается сборкой своих автомобилей.
В автомобильной индустрии, где ритмичность производственных циклов важнее всего остального, это производит странное впечатление. И, тем не менее, увеличение продолжительности процесса изготовления примерно в три раза является неизбежным.
Дело в том, что история с BMW X6 особенно ярко высвечивает проблему, имеющую отношение к автомобильной индустрии в целом. Автопроизводители вынуждены искать способы обхода импортных пошлин.
Разборка машины на составные части и является одним из таких приемов. За счет местной сборки создается локальное производство – и тем самым отпадает необходимость платить запредельные пошлины.
Причиной подобного рода ситуации является защитный инстинкт развивающихся рынков: такие страны как Россия, Бразилия и Индия пытаются отгородиться от сильных индустриальных государств с помощью ввозных барьеров.
Вместо того, чтобы быть заваленными западными автомобилями класса люкс, они предпочитают развивать свою собственную экономику. В России импортные пошлины на новые машины и после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) все еще составляют 25%.
В ближайшие годы они постепенно будут сокращаться. Бразилия шокировала всех в начале года тем, что повысила ввозные пошлины на 30 процентных пунктов, и теперь они составляют 55%, а Индия требует даже 60%.
Аргентина заставляет предприятия компенсировать экспорт с помощью импорта "доллар за доллар". Компания Porsche приобретает в Аргентине вино, тогда как концерн BMW дал согласие на закупку кожи и риса.
Подобного рода препятствия принимаются в расчет, когда строительство нового автомобильного завода пока не ожидается, однако присутствие на рынке считается стратегически важным.
Если количество автомобилей невелико, но, тем не менее, продавать их выгодно, то одним из вариантов решения этой дилеммы нередко может стать метод полной разборки (Completely Knocked Down). Вместо того, чтобы завозить целые машины, производители направляют в страну отдельно двигатели, кузова и двери.
Обычно производители при этом берут отдельные детали, предназначенные для обычной сборки, упаковывают их и посылают в дальние страны. Однако на заводе в Спартанбурге подобного рода логистическая структура для моделей X5 и X6 отсутствует.
Успех этих моделей в таких странах как Россия оказался неожиданным. "Поэтому метод полной разборки, конечно, является лишь промежуточным решением", - подчеркнул официальный представитель BMW. Новая модель X3 уже поддается разборке.
В настоящее время компания BMW собирает свои автомобили в Калининграде, Египте, Малайзии, Индии и в Таиланде как раз по этому методу.
И концерн Volkswagen также осуществляет, например, сборку моделей Passat и Jetta в Малайзии на основе принципа полной разборки, и по той же схеме в Индонезии производится семейный минивэн Touran. Нередко подобные сборочные предприятия используются как основа для того, чтобы позднее построить настоящий завод.
Рассчитывает на рост продаж, разумеется, и компания BMW, представители которой объявили недавно о своих планах в Бразилии. Мюнхенский концерн конкретизировал свои намерения относительно строительства нового завода в Бразилии.
Как сообщил на встрече с президентом страны Дилмой Русефф член правления концерна BMW Иан Робертсон , его компания планирует в ближайшие годы инвестировать 200 миллионов евро в строительство производственных мощностей в этой стране.
Если бразильское правительство окончательно одобрит эти планы, то производство автомобилей начнется в 2014 году. По словам Робертсона, планируется производство 30 000 машин в год.
На новом предприятии будет создано 1000 новых рабочих мест, и дополнительное их количество возникнет у поставщиков комплектующих. Новый завод будет иметь собственное кузовное производство, цех покраски и сборочных цех, и это уже на шаг дальше, чем просто сборочное предприятие.
Бразилия считается перспективным рынком для автоиндустрии, хотя темпы роста в этой стране пока остаются невысокими, а рынок для высших классов автомобилей еще невелик.
Правительство совсем недавно представило измененные условия для иностранных предприятий, в том числе это относится к определению степени локализации производства. Однако от высоких импортных пошлин Бразилия, судя по всему, отказываться не собирается.
Маргрет Хуко, Максим СергиенкоFinancial Times Deutschland, Германия