Машину маслом не испортишь? Как часто надо менять его в двигателе
Фото: Getty Images
Машину маслом не испортишь? Как часто надо менять его в двигателе

Автопроизводители увеличивают интервал замены моторного масла. Промежуток между техосмотрами в 15−20 тысяч километров пробега уже не является чем-то удивительным. Но стоит ли следовать таким рекомендациям?

 

По регламенту 

У автовладельцев, которым рекомендуют реже менять масло в моторе, возникает резонный вопрос: а как это скажется на двигателе? Не уменьшается ли его ресурс? Ведь еще недавно интервал замены масла составлял 8−10 тысяч километров пробега для моторов, работающих на "тяжелом" топливе, и 10−12 тысяч километров для бензиновых движков. 

Кроме того, большинство современных автомобилей, которые не относятся к разряду откровенных бюджетников, сами напоминают владельцу о том, что пришла пора плановой замены масла. Причем, интервал в этом случае напрямую зависит от условий эксплуатации стального коня. Например, если машина с бензиновым силовым агрегатом часто бегает
на холостых оборотах, индикатор плановой замены может загореться и через 8 тысяч километров пробега. 

А ведь с точки зрения производителя, при правильной эксплуатации автомобиля индикатор может загореться и через 40 тысяч километров. Где же истина?

 

Проверка на вшивость 

На деле, увеличенные промежутки между заменами моторного масла — всего-навсего маркетинговый ход. Потребитель понимает, что длинные интервалы — это прямой путь к экономии средств на обслуживание автомобиля. Особенно это актуально для тех, кто часто и много ездит. 

Но при этом мало кто задумывается, что современные силовые агрегаты — с высокой удельной литровой мощностью, турбонаддувом, системой изменения фаз газораспределения — крайне требовательны к качеству масла и к присадкам, которые в нем содержатся. 

Поэтому, когда возник тренд на растягивание интервалов техосмотра, первыми неладное почуяли независимые автоэксперты. И начали они с того, что решили выяснить, как стареет (деградирует) моторное масло за время, которое отвели ему автопроизводители. Для этого они постарались свои эксперименты максимально сильно приблизить к эксплуатационным реалиям: томили автомобили в "пробках", терзали агрессивным стилем вождения. 

А когда по регламенту приходила пора замены моторного масла, его сливали и тестировали. В том числе, на диэлектрическую проницательность, которая является важным показателем сохранения маслом рабочих свойств. Результаты тестов оказались вполне ожидаемыми — жестко привязанными к условиям эксплуатации автомобиля. 

Фото: Getty Images

 

Если, например, автомобиль чаще всего бегал по шоссе на большие расстояния, и число холодных запусков у него было сведено к минимуму, то через 10 тысяч километров пробега у моторного масла сохраняется более 40 процентов его изначальных свойств. Что, в принципе, является нормой. 

Совершенно другая ситуация наблюдается с машинами, которые используется для коротких перебежек (по 3−5 километров в день), с подавляющим числом холодным пусков. В таком случае масло через 10 тысяч пробега сохраняло лишь 5 процентов рабочих свойств. И это, понятно, говорило о необходимости его немедленной замены.

 

Какой класс вязкости выбрать? 

Здесь уместно сказать два слова о классах вязкости. Двигатели со значительным пробегом — с повышенным износом трущихся деталей, — требуют более вязких масел. Для моторов зрелого возраста подойдут классы SAE 10W-40, SAE 15W-40 или же SAE 15W-50. Такие масла обеспечат меньший расход масла "на угар", лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шумности работы двигателя. Однако водителю придется смириться с некоторым увеличением расхода топлива.

Например, в городском режиме, когда поездки коротки, а стоянки с выключенным мотором продолжительны, двигатель не успевает прогреться до оптимальной температуры. Значит, масло для подобных поездок нужно выбрать соответствующее, — например, SAE 5W-40. Наряду с уменьшением износа трущихся пар оно позволит сэкономить топливо. 

Среди всесезонных масел есть очень интересные классы — так называемые нулевые. В качестве примеров приведем SAE 0W-40 и SAE 0W-30. Нолик перед буквой W сулит привлекательные эксплуатационные характеристики: легкий холодный пуск даже при частично разряженной батарее, хорошую прокачиваемость и многое другое, продлевающее жизнь двигателю. 

Со временем моторное масло начинает темнеть, этот факт известен всем. Но вопреки распространенному мнению, это не говорит о том, что оно начало терять свои свойства. Темнеет масло из-за накопившихся загрязнений, но на его вязкости и рабочих свойствах это напрямую не сказывается. 

По сути, главным врагом двигателя является переизбыток агрессивных веществ в масле. В первую очередь, соединений серы, что ведет к коррозии деталей ДВС. Добавляют проблем и разнообразные «помощники» в топливе — из-за них процессы окисления масла протекают в ускоренном режиме. Поэтому главная задача моторного масла — как можно эффективнее нейтрализовать негативные факторы с помощью пакета специальных присадок. Это значит, что качество самого моторного масла также влияет на периодичность его замены. 

Павел Жуков

counter
Comments system Cackle