Вот только самые занимательные истории из жизни этого замечательного автомобиля.
Жуков и звезда
"Волги" самого первого и самого малочисленного выпуска 1957–1958 годов отличались звездой на решетке радиатора. И этим дизайнерским решением ГАЗ-21 обязан министру оборону Георгий Константиновичу Жукову. Во время госприемки маршалу не понравилось стилистическое оформление передка автомобиля, и он потребовал "все переделать". По счастью, наспех созданная решетка со звездой Жукова удовлетворила полностью. Как мало, оказывается, надо, чтобы потрафить военным.
Автомат для народа
Немногие знают, что согласно первоначальному замыслу 21-я должна была стать первым массовым советским автомобилем с автоматической коробкой передач. Машины первой и второй серии действительно оснащались АКП. Но их было очень мало. На ГАЗе не смогли толком освоить производство сложной по тем временам трансмиссии. Советские "автоматы" оказались капризными и требовательными в обслуживании. В итоге владельцы "Волг" с АКП с радостью меняли коробки на "механику".
Олень, который сбежал
Одна из самых, а впрочем, чего уж там, самая красивая накапотная фигурка советского времени - это олень, прыгающий с капота ГАЗ-21. Элегантный и стильный, этот аксессуар оказался и довольно опасным. В случае столкновения олень своими ногами больно бил несчастного пешехода. Поэтому на "Волгах" третьей серии (1962-1970) оленя уже не ставили. Это не мешало владельцам машины покупать фигурки в магазинах запчастей и гордо водружать их на "законное" место.
Читайте также
Быстрее, чем думаешь
Несмотря на сравнительно высокую массу и невысокую мощность (всего 70 л.с. на машинах первых лет выпуска), "Волги" часто появлялись на раллийных трассах. Правда, успеха ГАЗ-21 добивались не на "Монте-Карло" или "1000 озер", а там, где выносливость была важнее скорости. Например, в 1966 году "Волга" заняла престижное второе место абсолютного зачета на "Высокогорном ралли" в Эфиопии.
Вагон по особому распоряжению
Вместе с седаном ГАЗ-21 модельный ряд "Волги" составлял и универсал - ГАЗ-22. Вместительный и солидный "вагон" поставлялся на экспорт, часто с дизельными моторами Peugeot или Perkins. Самое же удивительное, что в Советском Союзе продажа "Волг"-универсалов частным лицам была запрещена. В стране опасались, что владельцы таких машин будут заниматься нелегальной предпринимательской деятельностью. Бред? Еще какой… Исключение делали лишь в особых случаях и для особых людей. Например, Юрию Никулину пришлось писать объяснительную, почему ему нужен именно ГАЗ-22.
Легенда догоняйки
Под вполне цивильной внешностью этого черного седана прячутся очень необычные потроха. Это ГАЗ-23 - "Волга", под капотом которой мощный V-образный восьмицилиндровый мотор от "Чайки". Такие делали для органов госбезопасности в качестве машин сопровождения и "догоняек". Если базовый ГАЗ-21 добирался до сотни только за полминуты с лишним, то 23-я набирала 100 км/ч за 16 секунд.
Рестайлинг, которого не было
За сравнительно небольшие по меркам советской легковушки 13 лет на конвейере 21-ю "Волгу" несколько раз планировали обновить. Но из этой затеи так ничего и не вышло. Машины всех выпускаемых серий очень похожи друг на друга. При том что свои варианты рестайлинга предлагали как в институте НАМИ (на фото вариант обновления "Волги" от дизайнера Эдуарда Молчанова), так и зарубежные ателье, включая итальянский Ghia.
Самая редкая версия
На вопрос, какой вариант "Волги" считать редким, ответить непросто. Тираж кэгэбэшных "догоняек" исчислялся десятками, если не сотнями, были еще единичные версии с полным приводом (включая универсалы), парадные кабриолеты, которые буквально вручную выпиливали на военных авторемонтных базах. Но, пожалуй, самой редкой стала вот эта грузопассажирская "Волга" ГАЗ-22А. Один-единственный экземпляр фургона выставлялся на ВДНХ в 1958 году, но в серию он так и не пошел.
Радек Дворжак