Zahav.АвтомирZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+13
Иерусалим
+13+9

Автомир

А
А

"Москвичу" - 90 лет. Вспоминаем все культовые модели

Что общего у "Москвича" и Ford, сколько стоил самый стильный советский седан и какие рекорды ставила марка, которой больше нет.

22.03.2020
Источник:Autonews - РБК
מערכת וואלה! צילום מסך

История автомобилей "Москвич" началась в 1930-м и неразрывно связана с одноименным предприятием, носившим длинное название Московский автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи. Огромные производственные цеха открыли на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект) - в те годы, кстати, место считалось глухой окраиной.

Первые машины начали сходить с конвейера уже в ноябре 1930 г. - это были фаэтон Ford Model A и его грузовая версия Ford Model AA. Автомобили собирали из американских комплектующих в рамках договора с Ford, и ничего зазорного в этом не было: автопроизводство в СССР еще не получило должного развития, поэтому зарубежный опыт был очень полезен советским инженерам и рабочим.

В 1932-м детали для автомобилей стали поступать в Москву с Горьковского автозавода, где те же модели собирали по полному производственному циклу. В столице машины сменили название: теперь это были ГАЗ-А.

Первый "Москвич"

В декабре 1946-го на заводе начали собирать первый советский легковой автомобиль для индивидуального использования. Им стал седан "Москвич 400", который конструктивно был идентичен модели Opel Kadett K38. Свое название четырехдверка получила в честь 800-й годовщины со дня основания столицы СССР и оснащалась 23-сильным мотором и трехступенчатой "механикой". Машина могла похвастаться гидравлическими тормозами, независимой подвеской и даже "дворниками", но при этом у нее отсутствовали указатели поворота. В первой половине 1950-х машина сменила индекс на 401 и получила модернизированную коробку передач, более мощный двигатель, а еще небольшие доработки в салоне. Помимо седана 401-й выпускали в кузовах кабриолет и фургон. Также специальная версия "Москвича" была подготовлена для оказания медицинской помощи на дому.

Первый советский универсал

"Москвич-423" стал первым советским пятидверным универсалом. Первый автомобиль выпустили на базе модели 402-го в 1957 г. и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами. В рекламных проспектах писали, что универсал мог перевозить до 250 кг. Дверь багажника, в отличие от современных универсалов, открывалась налево.

Москвич-423. Фото: Wikipedia


Самый стильный седан

Небольшой седан "Москвич-407" в СССР был любим не меньше 21-й "Волги". Автомобиль отличался обилием хрома, молдингами вдоль боковины, удобным багажником, мощным для того времени 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. При массе 990 кг машина могла разгоняться до 115 км/ч. В салоне устанавливали часы, отопитель и радиоприемник. Купить машину в то время можно было примерно за 2500 рублей. Вскоре 407-й "Москвич" оценили и за рубежом: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан удостоился золотой медали. "Москвич-407" выпускали с 1958 по 1963 г. и активно экспортировали в страны соцлагеря и даже в Западную Европу.

Первый внедорожник

Первый внедорожный "Москвич" под индексом 415 был спроектирован в 1958 году. Двухдверка на базе лонжеронной жесткой рамы выпускалась с брезентовой и металлической крышей. Дизайн машины чем-то напоминал американский Willys, впрочем, такой экстерьер был характерен для многих машин того времени. Советский внедорожник оснащался 45-сильным мотором, сразу двумя топливными баками и четырехступенчатой коробкой передач.

Дорожный просвет составлял 220 мм, а на трассе автомобиль мог разгоняться до 106 км в час. Внедорожник с успехом прошел все необходимые заводские испытания и получил рекомендацию к выпуску. Однако из-за отсутствия интереса отраслевого министерства и полной загрузки производственных мощностей завода серийное производство машины налажено так и не было.

Самый неизвестный "Москвич"

Знаменитый ЗАЗ-965 "Запорожец" встал на конвейер в 1960 г., однако мало кто знает, что его предшественник разрабатывался аж с 1956 г. и носил название "Москвич-444". Дизайн прототипа очень напоминал Fiat 600 - по одной из версий, именно такое указание московские инженеры получили от тогдашнего министра автомобильной промышленности Строкина. Изначально концепт решили оснастить мотоциклетным мотором мощностью 17,5 л. с., однако позже от этой идеи отказались. В итоге выбор конструкторов пал на V-образный четырехцилиндровый агрегат мощностью 23 лошадиные силы. В результате этот мотор начали устанавливать на машину, когда проект уже был передан на Запорожский завод.

ЗАЗ-965. Фото: Wikipedia


Седан в стиле ракеты Гагарина

Заднеприводный седан "Москвич-408" в 1964 г. стал одним из самых красивых образцов советского автопрома. Ниспадающие линии кузова, "плавники", 13-дюймовые диски и вертикальные фонари делали автомобиль ничем не хуже зарубежных конкурентов вроде BMW 1500, Renault 8/10 или Opel Kapitan A. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском автосалоне, позже машина отправлялась на экспорт во многие европейские страны.

Самый известный фургон

В 1967 г. на АЗЛК стартовало производство, наверное, самого известного фургона советской эпохи - "Москвича-433". Двухдверку грузоподъемностью в 400 кг комплектовали 1,4-литровым мотором от "М-408" и четырехступенчатой коробкой передач. Задняя дверь состояла из двух горизонтальных створок: одна из них поднималась вверх, а другая откидывалась горизонтально вниз. Спустя год на конвейер встала модель "Москвич-434" с 1,5-литровым двигателем УЗАМ-412 на 75 лошадиных сил. Всего существовало три модификации машины: "Ю" - для районов с жарким климатом, "Э" - экспортный и "П" - с правым рулем.

Самый быстрый советский родстер

Уже в 1968 г. седан "Москвич-212" команды "Автоэкспорт" принял участие в марафоне из Лондона в Сидней. Участие в подобных соревнованиях рассматривалось автопроизводителями как отличная реклама для машины, которую планируется отправлять на экспорт. В итоге команда заняла 4-е общекомандное место, а до финиша добрались лишь 56 экипажей из 98. Еще большего успеха "Москвич" добился во время марафона из Лондона в Мехико, когда "четыреста двенадцатые" заняли 2-е и 3-е места в своем классе.

Тогда же специалистами завода был спроектирован настоящий гоночный автомобиль под названием "Москвич-404 Спорт". Спорткар был выпущен в единственном экземпляре и трижды становился чемпионом СССР. Также на предприятии был подготовлен гоночный родстер "Москвич-Г1", который мог разгоняться до 200 км/ч и в 1955 г. установил всесоюзный рекорд скорости.

Последний "Москвич"

В 1986 г. начался выпуск первого переднеприводного "Москвича", получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя "Алеко". Внешность автомобиля напоминала хэтчбек Simca 1976 г., однако технически он отличался от этой модели. "Москвич" оснащался моторами ВАЗ и УЗАМ, своих собственных агрегатов модель так и не получила. Наиболее популярные модификации "Алеко" комплектовались двигателями объемом 1,5 и 1,7 литра. После рестайлинга в 1997 г. автомобиль начали продавать под названием "Святогор".

АЗЛК-2141. Фото: Wikipedia

Читайте также


Распад СССР и последующие финансовые проблемы сыграли решающую роль в истории "Москвича". Отечественные автомобили не могли составить конкуренцию наводнившим рынок иномаркам. Новые разработки не спасли положение: в середине 1990-х на АЗЛК велась даже разработка электрокаров - первые прототипы построили на базе серийных автомобилей "Москвич-2141" и "Москвич-2335". Однако все попытки удержаться на рынке успеха не имели, и осенью 2001 г. сборка комплектных автомобилей на заводе была прекращена. В 2003 г. на предприятии была запущена процедура банкротства, а в сентябре 2010 г. ОАО "Москвич" после продажи имущества было официально ликвидировано.

Дмитрий Александров

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке