Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+23+13

Автомир

А
А

"Спорт-900": короткая история советского "Порше"

Есть два мнения на тот счет, был ли вообще в СССР автомобильный дизайн. Первая версия - официальная. Нет, не было. Просто потому, что не существовало даже такой профессии, как автомобильный дизайнер.

sport
Фото: Wikipedia

Заднемоторная компоновка плюс шикарный дизайн - все как в лучших домах Штутгарта…

Есть два мнения на тот счет, был ли вообще в СССР автомобильный дизайн. Первая версия - официальная. Нет, не было. Просто потому, что не существовало даже такой профессии, как автомобильный дизайнер. Проектированием кузовов занимались специалисты по так называемому "художественному конструированию". И вот среди них действительно были настоящие мастера своего дела.

KD_Sport_90012
Фото: Wikipedia

 

Евгений Молчанов родился в 1930 году в Куйбышевской области, а уже в 50-х, будучи штатным сотрудником московского НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный институт), вполне мог считать себя настоящим дизайнером. Правда, по работе ему приходилось в основном работать над грузовиками, фургонами и микролитражками, а душа художника не просила - требовала большего. Как и многие коллеги, Молчанов мечтал построить спортивный автомобиль…

Надеяться, что партия и правительство страны вдруг решат наладить массовый выпуск купе, не приходилось. Тогда Евгений стал действовать сам. Сколотив в начале 60-х группу единомышленников, Молчанов занялся постройкой спортивного купе.

Машину решили строить на шасси самого доступного советского автомобиля той поры - "горбатого" ЗАЗ-965. Отсюда, собственно, и название модели - "Спорт-900". Цифра указывает на примерный объем двигателя в кубических сантиметрах, ну а про "Спорт", наверное, объяснять не нужно: он играет, он искрит буквально в каждом изгибе, в каждой линии этого изящного купе.

Невозможно поверить, что столь стильный автомобиль - по сути ближайший родственник кургузого "Запорожца". Все благодаря использованию в качестве основного материала кузова стеклопластика - решение, буквально развязавшее дизайнерам руки. Помимо внешней эстетики "Спорт" превосходил "горбатого" и по потребительским характеристикам. Купе весило на 125 кг легче ЗАЗ-965, что положительно сказалось и на динамике, и на экономичности.

Недорогие и не слишком мощные купе в 60-е были довольно популярны в Европе. Такие модели выпускали немецкие Volkswagen и NSU, французская Renault. И, надо сказать, на фоне иностранок "Спорт-900" не терялся. Уж во всяком случае по части дизайна. Другое дело, что плохо приспособленная к массовому производству стеклопластиковая технология определила скромный тираж советского купе.

В общей сложности построили шесть экземпляров "Спорта-900" - по машине досталось каждому из шести участников проекта. Яркие и стильные купешки, за дизайн и заднемоторную компоновку уважительно прозванные "советскими „Порше“", еще долго колесили по Москве, неизменно вызывая оживление вокруг себя.

Радек Дворжак

Источник: Maxim

Метки:

Читайте также