Число брошенных автомобилей на улицах и парковках городов растет из года в год, но решения этой проблемы нет. Во многих городах брошенные автомобили стоят на улицах годами, несмотря на ущерб, который они наносят окружающей среде. Министерство транспорта приняло решение помочь местным властям и вышло с особым мероприятием: в течение четырех месяцев владельцы автомобилей, не выезжавших на дорогу и не проходивших техосмотр в течение последних 7 лет, смогут снять их с учета и получить освобождение от уплаты задолженности. Вопрос только в том, как именно это поможет решить проблему брошенных автомобилей.
Согласно закону, для снятия автомобиля с учета из-за утилизации, продажи на запчасти или какой-либо другой причине, владелец автомобиля должен подать просьбу в министерство транспорта. Автомобиль, не снятый с учета, считается действующим, и его владелец должен ежегодно оплачивать техосмотр. По данным министерства транспорта, в течение последних 7 лет, с 1 июня 2012 года по 31 декабря 2018 года, почти 300 000 автомобилей не прошли техосмотр и не были сняты с учета. В министерстве полагают, что большинство из этих автомобилей брошены на стоянках.
Читайте также
- Куда деваются старые автомобили с израильских дорог?
- Спрос на электромобили растет, но куда девать старые машины с ДВС?
- Займутся ли новые министры вопросом утилизации старых автомобилей?
- Как попрощаться с 2020 годом: британцы уничтожают легковушки на танке
- Лучше выбросить, чем снизить цену. Миллионы новых машин на свалке
В министерстве транспорта подчеркивают, что после того, как владелец автомобиля, в присутствии адвоката, подтвердит, что в то время, как не проводились техосмотры, автомобиль стоял без движения, транспортное средство будет снято с учета, а задолженность списана. При этом в Минтрансе намерены проверять заявление водителя, сверившись с базами данных полиции и других органов. Если выяснится, что водитель соврал относительно статуса автомобиля, его ждет предусмотренное законом наказание.
Но следует отметить, что у мероприятия министерства транспорта есть один большой недостаток — оно не решает проблему, из-за которой владельцы автотранспорта изначально забрасывают свой старый автомобиль. Ведь если разобраться: зачем владельцу транспортного средства нарушать закон? Причем не только закон о регистрации автомобиля, но и закон о сохранении порядка от 1984 года, согласно которому автомобиль, не прошедший техосмотр и оставленный на общественной парковке в течение более 60 дней, считается брошенным. В этом случае муниципалитет имеет право обратиться к его владельцу с требованием отогнать автомобиль. В случае нежелания владельца автомобиля предпринять какие-либо шаги, муниципалитет вправе эвакуировать автомобиль на специальную парковку, выставив владельцу счет за эвакуацию и парковку.
Все дело упирается в утилизацию. Продать старый автомобиль в Израиле сегодня очень непросто, рынок подержанных автомобилей переполнен, а лизинговые компании предлагают абсолютно новые автомобили в качестве «автомобилей со вторых рук» на чрезвычайно выгодных условиях. Государственная программа по утилизации автомобилей в Израиле на сегодняшний день отсутствует, а отправлять автомобиль на утилизацию самостоятельно экономически невыгодно из-за низкой стоимости металлолома и высокой стоимости эвакуации.
В 2010 году была представлена программа, в рамках которой владельцам старых автомобилей, направленных на утилизацию, выплачивалась небольшая сумма, около 3 000 шекелей, но бюджет программы быстро иссяк. В 2013 году ее возобновили, но деньги снова быстро закончились. На сегодняшний день существует только программа утилизации брошенных грузовиков, которые несут в себе большую опасность для окружающей среды.
Минтранс готов «помочь» водителям снять автомобиль с учета, но не готов взять на себя ответственность за утилизацию. В министерствах транспорта и финансов утверждают, что вопрос находится в ведении министерства экологии, а в министерстве экологии перекладывают ответственность на местные органы власти. Тем уже не на кого переложить ответственность, и брошенных автомобилей на улицах становится все больше.
Юрий Легков