Да, есть в мире города с более страшными пробками, чем в Тель-Авиве или Иерусалиме. Но среди стран OECD мы выглядим хуже всех. Одна единственная цифра из посвященного израильской экономике доклада этой организации, которую приводит WallaNews, отбрасывает нас на последнее место. Причем, с большим отрывом.
Что это за показатель? Число автомобилей на километр дорожной сети. Оно у нас равно 2800. При среднем значении по OECD 800 автомобилей на километр. То есть, плотность движения у нас в два с половиной раза выше.
Следует пояснить что речь идет обо всех автомобилях, имеющихся в стране, а не о числе машин, одновременно находящихся на дороге. Но все равно это много. И даже то, что этот показатель не учитывает среднее число полос движения на километр пути (ясно, что "емкость" километра шоссе Аялон и шоссе 375 не одна и та же), все равно, такой большой разрыв это объяснить не в состоянии.
Таким образом, пробки были и будут по одной причине: автомобилям у нас очень тесно. Следом за нами идет Испания - там 1280 автомобилей на километр дорожной сети. За ней Германия (меньше 1200) Лучший показатель в Австралии, там 300 автомобилей на километр.
Читайте также
Какой же выход предлагает OECD Израилю? Изменить систему налогообложения автовладельцев, чтобы сдерживать рост плотности потока машин. Значит, повысить налог? Вовсе нет. Согласно докладу той же организации в Израиле самый высокий среди развитых стран налог на автомобиль, и его следует уменьшить. Как одно сочетается с другим?
Ответ: в Израиле автовладелец облагается налогом по самому факту владения машины, без учета того, сколько он ездит, то есть, какое личное участие принимает в увеличении плотности потока. А следует облагать автовладельцев налогом согласно фактического пробега машины. Больше ездишь - больше платишь. Таким образом, поощряться будет не увеличение числа машин, а уменьшение числа поездок. Пусть машин в Израиле будет больше, а ездили на них - чтобы меньше. Именно это предлагает OECD.
Дуби Бен-Гедалия
Оригинал статьи