Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Автомир

А
А

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома

В СССР к машине относились как к рабочей лошадке. Потому, казалось бы, 2- и 3-дверные версии должны были пользоваться особым спросом. Но с ними как-то не заладилось еще со сталинских времен. Вспомним неказистые советские купе.

18.06.2017
Creative Commons

В СССР к машинам относились как к рабочим лошадкам. Поэтому они отличались практичностью, функциональностью и простотой. Но иногда палку перегибали — и получались гадкие утята. Чаще всего это случалась с двух- и трехдверными машинками.

 

Начало двухдверной эры 

В Европе до Второй мировой машин с двумя дверями хватало. Большую часть составляли бюджетные и простенькие транспортные средства. Например, немецкие Hanomag, BMW 3-15 Dixi и Opel P4. В 1930-е к ним присоединились французы с Renault Juvaquatre. А Volkswagen и Opel представили модели Kafer и Kadett. Интересно, что именно последний стал, если можно так выразиться, прародителем советских "двухдверок". 

За несколько лет до войны Московский автомобильный завод начал работать над проектом собственной малолитражки — КИМ-10−50. За основу "верхи" предложили использовать Ford Prefect. Но конструктор и художник ГАЗа Валентин Бродский проявил смелость и инициативу. Так появился двухдверный кузов, в котором проглядывали черты ЗИС-101А. 

Любопытно, что в 1940 году о КИМе вышла даже статья в журнале "За рулем". Автор не сомневался в успехе необычного бюджетника: "У малолитражного КИМ-10 большая будущность. В ближайшие годы его широко используют для внутриколхозной связи, обслуживания почты. Он станет также незаменимой учебной машиной". 

Фото: фотограф журнала За Рулем, Wikipedia


 

Чертежи и пресс-формы для кузовного производства заказали в США. И ничего не предвещало беды, но… разразился скандал. По непонятным причинам газета "Известия" опубликовала статью, где рассказывалось о запуске малолитражки раньше срока. То есть, до того, как машина успела пройти проверку в Кремле. 

Есть еще одна версия. По ней, когда Иосиф Сталин "тестил" машину, он попросил представителя завода принести ему трубку, которую вождь "забыл" в кабинете. Представитель сидел сзади, поэтому выбраться из машины мог только после того, как водитель или сам Сталин вышли бы из транспортного средства. В общем, проект зарубили, а наркома среднего машиностроения СССР Ивана Лихачева понизили до директора автозавода. Так Иосиф Виссарионович ясно дал понять, что к двухдверным автомобилям он относится негативно. 

После этой катастрофы КИМ-10−50 в экстренном порядке модернизировали и переименовали в КИМ-10−52. В этой модели конструкторы учли пожелания вождя. Поскольку времени было в обрез, заводчане просто подретушировали Opel Kadett. Четырехдверную машину планировали запустить в серию 1 июня 1941 года, но грянула война.

Фото: NVO, Wikipedia


 

Послевоенные поиски 

КИМ-10−52 опять лично осмотрел Сталин, а заодно сравнил автомобиль с трофейным "Кадетом". Машиной вождь остался доволен. Он одобрил выпуск четырехдверной версии, запретив менять что-либо в конструкции. Лишние двери получились узкими и смотрелись несуразно. Но спорить со Сталиным никто не осмелился. 

Первый автомобиль с двумя дверями появился в СССР только во времена хрущевской оттепели. За прообраз был взят Fiat 600. Этот автомобиль идеально сочетал прогрессивность, простоту конструкции и бюджетность. Но просто копировать машину советские конструкторы не стали. Взяв итальянца за образец, они его тщательно переработали. 

Так появился Москвич-444. Но затем проект был отдан на откуп запорожскому заводу "Коммунар", где прежде выпускали сельскохозяйственную технику. И уже там его превратили в ЗАЗ-965 "Запорожец". "Горбатый", как известно, стал самым доступным автомобилем в Советском Союзе.

Фото: Sergey Korovkin 84, Wikipedia

 

Эпохальное событие 

Оно произошло во второй половине 1970-х, когда появилась трехдверка ВАЗ-2121. 

Выбор компоновки был сделан не случайно. Только так конструкторы смогли уложиться в короткую колесную базу, необходимую для внедорожника. Вторая причина — повышенная жесткость кузова на кручение. Третья заключалась в себестоимости — на авто с двумя дверьми денег уходило гораздо меньше. Четвертая учитывала опыт мирового автопрома: Fiat Ritmo, Volkswagen Golf, Opel Kadett доказывали, что у таких машин есть право на существование. 

Фото: NVO, Wikipedia


 

В 1984 году появился трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Его пятидверная вариация задержалась аж на три года. 

Автолюбители СССР восприняли новинку настороженно. Две боковые двери, передний привод — слишком много необычного. Последующая эксплуатация показала, что "восьмерка" действительно не слишком удобна. 

Фото: KGC626 - Own work, Wikipedia


 

В 1980-х годах трехдверную машину начал выпускать и ЗАЗ под индексом 1102. Этот автомобили стал логичным продолжением "Запорожцев". Затем появилась и еще одна трехдверка — ВАЗ-1111 "Ока".

Фото: Torsten Maue - OMMMA 2011, Wikipedia


 

Тут все просто. Автомобиль отличался такими скромными размерами, что лепить четыре двери было просто некуда.

Павел Жуков

Читайте также

Фото: Kirill Borisenko, Wikipedia
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке