Легковой автомобиль ГАЗ-61
Аналог "Виллиса" в СССР начали разрабатывать еще до войны, а полноприводный армейский легковой вездеход был разработан вообще первым в мире в 1938 году, и даже выпущен в минимальных количествах. Это был ГАЗ-61. Машина получилась тяжелой и сложной в производстве. Но именно после нее советский автопром выпустил ряд удачных "проходимцев".
ГАЗ-64 (1941−1943 годы)
В январе 1941-го года наркому тяжелого машиностроения СССР Вячеславу Малышеву, курировавшему в том числе и автопром, в руки попала фотография из американского автомобильного журнала. На ней прототип фирмы Bantam взбирался по ступенькам Белого дома в Вашингтоне. Приказ был соответствующим: делать такую же. И машину сделали — за рекордные 51 сутки.
Сначала был прототип Р-1, чуть позже — серийный ГАЗ-64. Первые его образцы были отправлены на фронт уже в августе 1941 года. Большинство шасси, на которых делался этот автомобиль, уходили на производство броневика БА-64 — единственного, выпускавшегося в СССР в годы войны.
В битве за Москву ГАЗ-64 активно использовали для быстрой переброски с места на место противотанковых пушек вместе с расчетом и боекомплектом.
Производство внедорожника продолжалось до 1943 года. За это время было выпущено около 700 автомобилей.
ГАЗ-67 (1942−1953 годы)
В конце 1942 года в серию пошел "русский Виллис" ГАЗ-67 с увеличенной относительно прототипа шириной колеи. Главное отличие 67-го от 64-го — выступающие за пределы корпуса угловатые крылья. В 1944-м автомобиль подвергся рестайлингу. Так появилась версия ГАЗ-67Б, которая выпускалась вплоть до 1953 года, причем тиражами, сравнимыми с тиражом "Виллиса".
Именно ГАЗ-67 получил народное имя "козлик". Это же название впоследствии перекочевало на преемника "шестьдесят четвертого" — легендарный ГАЗ-69.
ГАЗ-69 (1952−1972 годы)
Работа над внедорожником началась еще в 1946 году. Спустя пару лет появились первые опытные экземпляры, но они требовали множества доработок. Поэтому до серийного производства "проходимец" добрался только в 1953 году. Кстати, у первых автомобилей было даже имя — их назвали "Труженик".
ГАЗ-69 производился в двух вариациях. Первая отличалась 8-местным кузовом о двух дверях (3-местные лавки и откидной борт). Вторая модификация — ГАЗ-69А — называлась "сельскохозяйственной" или же «командирской». Эта версия автомобиля была рассчитана на 5 человек (кузов 4-дверный).
Производство стартовало сначала на Горьковском заводе, а вскоре было налажено еще и на Ульяновском. Причем именно на УАЗ перешло производство в 1956 году.
Производство "проходимца" (обеих его модификаций) растянулось на 20 лет. За это время было создано более 600 тысяч автомобилей. ГАЗ-69 получился настолько удачным, что его экспортировали в 22 страны.
Кроме того, с 1957 года автомобиль начал производиться в Румынии, а с 1962-го — в Северной Корее.
Москвич 410 (1957−1958 годы)
В Советском Союзе появился и первый легковой, но при этом полноценный внедорожник. Создали уникальную машину на базе Москвича-402 — она получила индекс 410. Вот только продержаться на конвейере "проходимцу" с усиленным несущим кузовом удалось лишь год.
"Четыреста десятый" оснащался 1,2-литровым мотором мощностью 35 лошадиных сил. Дорожный просвет составлял 220 миллиметров.
ГАЗ М-72 (1955−1958 годы)
Несколько лет Горьковский автозавод производил полноприводный автомобиль на базе ГАЗ М20 "Победы". Трансмиссию, а также передний и задний мосты он получил от ГАЗ-69.
Главным достоинством "семьдесят второго" можно считать полную оригинальность. Этот автомобиль разработали с нуля, и в мире у него не существовало аналогов.
ЛуАЗ-969 (1966−2001 годы)
Легендарный советский внедорожник, благодаря неубиваемости и ремонтопригодности, более чем 30 лет продержался на конвейере. И хотя его внешний облик оставлял желать лучшего, внедорожные способности нивелировали этот досадный недостаток.
ЛуАЗ-969 стал первым настоящим внедорожником, который отправился в свободную продажу — купить его мог любой гражданин СССР.
УАЗ-452 (с 1965 года)
В 1965 году стартовало производство другой легенды советского автопрома — УАЗ-452. В народе он быстро получил прозвище "Буханка" за характерный внешний облик.
Автомобиль оснащали 2,4-литровым мотором мощностью чуть более 90 лошадиных сил и полным приводом. Благодаря приличному дорожному просвету и коротким свесам, "Буханка" могла проехать где угодно.
Вплоть до 2011 года этот автомобиль производился без каких-либо модернизаций. Да и потом доработки его почти не коснулись. Можно вспомнить разве что новый двигатель (стандарта Евро-4), систему ABS и гидроусилитель руля. Негусто за 46 лет.
УАЗ-469 (1972−2003 годы)
Этот внедорожник на долгие годы стал главной армейской машиной. Сменив на боевом посту ГАЗ-69, он особенно пришелся по душе командному составу.
Первые разработки "четыреста шестьдесят девятого" появились в начале 1960-х. А в 1964-м было изготовлено несколько опытных образцов. Что и как должно быть в автомобиле — решали военные.
УАЗ-469 получил 4-цилиндровый силовой агрегат с рабочим объемом 2,5-литра и мощностью 75 л.с. Необычайно высокую проходимость обеспечивал полный привод с 2-ступенчатой "раздаткой" и высокий клиренс.
Читайте также
Ваз-2121 Нива (с 1977 года)
Ну и, конечно, Нива — автомобиль, получивший статус легенды уже спустя несколько лет после появления на конвейере. ВАЗ-2121 был популярен не только в СССР, но и за его пределами. Приглянулся неприхотливый советский внедорожник даже педантичным немцам.
Автомобиль создавался с учетом потребностей сельских жителей. А им, в первую очередь, требовалась надежная и простая в обслуживании машина с повышенной проходимостью. Всем этим критериям Нива полностью соответствовала.
Первые образцы появились в начале 1970-х. Но в силу различных причин до конвейера автомобиль сумел добраться лишь в 1977 году.
На первые внедорожники ставили карбюраторные 4-цилиндровые двигатели с рабочим объемом 1,6-литра мощностью 80 л.с. Ну и, конечно, авто оснащался полным приводом, 2-ступенчатой раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала.
В настоящее время машина пережила небольшой рестайлинг, и продолжает сходить с конвейера.