За последнее время стало очевидно, что цены на нефть бесповоротно переключили стрелку мирового автопрома на электрические ''рельсы''. И каждый новый автосалон наглядно иллюстрирует успехи заграничных автокомпаний в строительстве гибридов и электрокаров. Коренные российские производители отстают от этого процесса примерно лет на 30. В связи с этим новость о том, что российский миллиардер Михаил Прохоров будет выпускать ''народный'' гибрид прозвучала довольно громко.
Россия теперь тоже в главном течении глобальной автопромышленности, но почему вдруг о стране заботится олигарх? Вот уж не ожидали. Ответ на этот вопрос может скрываться в так называемом ''плане Путина''. Будучи президентом, Владимир Путин обозначил вектор развития страны в стратегии развития России до 2020 года как инновационный. Делать подобные проекты на мощностях АвтоВАЗа – это значит ''сжечь'' очередной гостранш из денег налогоплательщиков. Очевидно, что Прохоров, как наиболее успешный ''менеджер'' России, стал самым оптимальным кандидатом для этого задания. Тем более сам бизнесмен неоднократно объявлял о своем стремлении снять державу с нефтяной ''иглы''.
Итак, на что же будет похожа машина Прохорова, которая получила рабочее название ''Эко''? Согласно опубликованным чертежам, это 700-килограммовый однообъемник А-класса, способный вместить четырех человек (вместе с водителем) и одно детское кресло. Гибридная силовая установка включает мотор, работающий на газе, объемом 0,6 литра и электродвигатель, их суммарная мощность составляет примерно 40 лошадиных сил. Максимальная скорость автомобиля – 120 километров в час, запаса хода хватит на 400 километров пути при том, что расход газа не превысит 3,5 литра на ''сотню''.
Литий-ионные батареи располагаются в полу салона, а гибридная установка над задней осью. В комплектацию входят тонированные стекла ''хамелеон'', солнечная батарея на крыше, сдвижные двери с сервоприводами. Отдельно надо сказать о ключе – это дистанционное устройство с функциями телефона, аудио- и видеопроигрывателя и навигатора. Разработчиком гибрида Прохорова является питерская компания ''Яровит-моторс'', владеет ею бизнесмен из Белоруссии Андрей Бирюков. Основная продукция фирмы – грузовики большой грузоподъемности, которые продаются под маркой Yarovit. Проект ''Эко'' в розничной продаже они оценивают в 8888 евро или 378,5 тысячи рублей.
По заявлениям самого Прохорова, в развитие этой идеи с его стороны на начальном этапе будет инвестировано 100 миллионов евро. Однако такой суммы не хватит для производства машины с ''нуля''. Только на одну платформу компании затрачивают от 150 миллионов евро. К примеру, для строительства и разработки концепта Audi e-Tron понадобилось несколько сотен миллионов евро при том, что машина создавалась на предприятии с собственными конструкторами, технологиями и готовым шасси.
Исходя из затрат иностранных производителей, современные производственные мощности (с цехами сварки, штамповки, окраски) также обойдутся минимум в 200 миллионов евро. Еще остается самая большая потребность в комплектующих, ведь немыслимо же ставить вазовские или газовские детали на ''Эко''. Значит, потребуется новая компонентная база – еще одна восьмизначная цифра. Впрочем, премьер России уже пообещал Прохорову поддержку в данном деле, так что о недостатке средств волноваться не приходится.
Однако в ближайшем будущем спрос на подобный автомобиль в России не предвидится в виду ряда причин. Даже в Москве не легко найти АЗС, торгующую газом. К тому же по-настоящему экономить на топливе и на загрязнении окружающей среды у нас пока не привыкли. Самый массовый гибрид Toyota Prius добрался до России только в этом году, и его популярность далека даже до низших строчек рейтинга продаж. Цена ''Эко'' приблизительно сравнима с целым отрядом экономичных малолитражек.
Читайте также
Как, учитывая эти обстоятельства, заинтересовать российского автомобилиста? А для снижения стоимости производства машинка Прохорова должна будет выпускаться большим тиражом. Очевидно один из вариантов – налоговые льготы, что не является панацеей. Хотя лучше всего для успеха ''Эко'' подошел бы топливный кризис с резким ростом стоимости бензина, при котором экономичность гибрида окупается. В ближайшей перспективе в богатой нефтью России такого не предвидится. Или мы о чем-то не знаем?
Фото: с сайтов mpinteractiv.ro, slon.ru, yarovit.com и автопроизводителей