Финансовая комиссия Кнессета одобрила снижение налоговых льгот, полагающихся владельцам гибридных автомобилей. Взамен увеличены льготы на электромобили и на подзаряжаемые гибриды типа Plug In. WallaNews рассказывает, насколько больше придется платить владельцам обычных гибридов.
Еврейская поговорка гласит: "фраеры не умирают, они только меняют друг друга". Но в Кнессете они, кажется, даже не меняются. В течение считанных минут не особенно оживленной дискуссии Финансовая комиссия утвердила решение удовлетворить просьбу Налогового управления и уменьшить скидку на налог на гибриды на 60 шекелей. Так что теперь эти льготы составляют, в среднем, 500 шекелей в год.
Льготы на гибриды были введены, чтобы поощрить развитие в Израиле экологически чистых видов транспорта. И уменьшить их можно было только под каким-то очень благовидным предлогом. Скажем, ради поощрения транспорта еще более экологически чистого. Именно это и было сделано. Одновременно аж до 1000 шекелей были увеличены налоговые льготы на электромобили и на гибриды типа Plug In, то есть, такие, у которых есть бензиновый двигатель, но их можно еще и подзаряжать от сети.
Казалось бы, все верно. Но здесь возникает ряд неприятных вопросов, наводящих на мысль, что ни один из депутатов Кнессета не только сам никогда не был автовладельцем, но даже понаслышке не знает, что творится на дорогах страны.
Начнем с гибридов. Их по нашим дорогам бегает сейчас порядка 20 тысяч. Капля в общем автомобильном потоке, но капля ощутимая, так что можно говорить о гибридном сегмента автомобильного рынка, который быстро растет.
Фактически, гибриды – это единственный вид экологически чистого транспорта, которому удалось потеснить традиционные бензиновые, дизельные и газовые автомобили. И этот сегмент от решения комиссии пострадал.
Теперь рассмотрим сегмент, который получил выгоду – электромобили. Кто-нибудь ощущает присутствие этого сегмента на улицах Израиля? Когда мы вообще в последний раз видели на улице электромобиль? Их попросту нет. Этот сегмент является абсолютно виртуальным, он существует лишь в головах у законодателей.
Таким образом, лишив льгот реальный сегмент автомобильного рынка, Налоговое управление, а значит и министерство финансов наделило льготами сегмент виртуальный. Этот нехитрый трюк, который принес в казну от 10 до 13 миллионов шекелей, имеет два аспекта: социальный и экологический. И оба с душком.
Социальный аспект: гибридный автомобиль понемногу становится в Израиле атрибутом среднего класса. Те редкие электромобили, которые все-таки прибывают в Израиль, поскольку инфраструктуры для них у нас не создано, - это дорогие автомобили премиум класса. Для достаточно богатых людей. Таким образом, Финансовая комиссия перераспределила налоговые льготы от среднего класса в пользу богатых.
Экологический аспект. Инфраструктуры для электромобилей у нас нет. Но она могла появится несколько лет назад. Созданием такой инфраструктуры занималась компания Better Place Шая Агасси и Моше Каплинского. Она должна была наводнить страну электромобилями и создать сеть пунктов подзарядки для них в шаговой доступности.
Читайте также
Это было самое масштабное негосударственное начинание в истории Израиля, призванное радикально изменить движение в наших городах. В силу ряду причин начинание оказалось неудачным, компания разорилась. Но когда она еще не разорилась, когда любое обстоятельство могло склонить чашу весов в ту или в другую сторону, Better Place безуспешно добивалась от министерства финансов: введите налоговые льготы на электромобили! Это единственное, чем мы просим нам помочь. Ведь мы же можем радикально изменить экологическую обстановку на наших улицах. Министерство финансов неизменно отказывало: экология важна, но не сейчас, бездефицитный бюджет важнее.
Вдумайтесь. Пока электромобили реально могли стать сегментом рынка, для их владельцев не было предусмотрено никаких льгот. Послабления появились только когда таких автомобилей не стало.
Это говорит не только о том, как правительство заботится об экологии. Это говорит, увы, кое-что и о наших депутатах. Конечно, 60 шекелей в год – сумма ущерба небольшая. Но то, с каким равнодушием это было принято, заставляет предположить, что если завтра речь пойдет о 600 и о 1600 шекелях, реакция будет той же самой. Воистину, фраеры не умирают.
Дуби Бен-Гдалиягу
Статья на иврите