Издание Motherboard опубликовало несколько материалов об обратной стороне каршерингового сервиса, который на днях получил 3,5 миллиардов долларов инвестиций от Общественного инвестиционного фонда Саудовской Аравии. Больше всего в материалах описывается то, "как Uber изменил и еще изменит мир вокруг нас", но одновременно она позволяет составить портрет сервиса и увидеть то, что обычно не видит средний пользователь, вызывающий очередную машину, а возможно, и крупнейший инвестор.
Мой uber-дилер
В один прекрасный день журналист Луис Чаппаро сел в машину Uber в Мехико и, поддерживая непринужденную беседу с сорока-с-чем-то-летним водителем, пошутил: хорошо бы у меня был диплом врача, тогда я зарабатывал бы больше, чем сейчас. Водитель Альберто ответил: ну, могу помочь его получить. Чаппаро выяснил, что имел в виду Альберто, много времени спустя: целый год он набирался смелости вновь связаться с ним. Шофер не был фальсификатором документов или дилером на черном рынке, но, как оказалось, у него были нужные связи. Так журналист узнал о второй жизни водителя Uber – он был посредником между клиентами сервиса и нелегальным бизнесом, процветающим в столице Мексики.
Путь от дома Чаппаро до Тепито ("отважный квартал", как называют его местные) – одного из самых криминальных районов Мехико, – стоил 60 песо (4 доллара). Эта сумма несоизмерима с реальным заработком Альберто (водитель) в эту поездку: за сопровождение по опасному кварталу и знакомство с фальсификатором документов Раулем Чаппаро заплатил ему еще 1000 песо (60 долларов). Для компании Uber, следящей за перемещениями своих водителей, путешествие ничем не отличалось от всех прочих.Как пишет автор статьи, таксист Альберто возит к Раулю нуждающихся в тех или иных услугах пассажиров уже в течение двух лет и "никогда не имел никаких проблем". Такая практика не редкость в Мексике: по свидетельству Рауля, криминальные картели порой используют таксистов в качестве "койотов" – поставщиков клиентов. "Водители Uber – идеальные койоты", – говорит фальсификатор: они ничего не навязывают, а просто болтают с пассажирами и узнают о них больше, чем обычные таксисты наводящими вопросами вроде "что ты ищешь?". По мнению Рауля, в Мехико койотами являются сотни водителей Uber.
Читайте также
Сиделка для водителя
Для Чжана, водителя каршерингового сервиса Didi Kuaidi (главный конкурент Uber в Китае), настали суровые времена: он мог целый день кружить по Пекину и не получить ни одного заказа. Однажды он решил взять все в свои руки. Проведя некоторое время в интернете, Чжан нашел способ поправить свои дела: он наймет людей, которые за вознаграждение будут вызывать его для фальшивых поездок.
Платить людям за то, чтобы они вызывали такси, – эта идея кажется нелепой, но не в Китае. В Поднебесной идет ожесточенная борьба за рынок между двумя сервисами – Uber и Didi. Каждый, надеясь победить, привлекает водителей как может. Uber, в частности, выплачивает бонусы – от 60 процентов до 110 процентов от стоимости поездки (суммы счета, выставленного клиенту). Если водитель выполняет более 50 заказов в неделю, размер бонуса увеличивается до 130 процентов.
У прибегающих к помощи фальшивых пассажиров есть свои кодовые слова. Водителя, которому нужен заказ, называют "пациентом", поддельный клиент – это "сиделка", а заказ, который якобы надо выполнить, – это "укол". Пациент может запросить укол, когда ничем не занят или же по пути к реальному пассажиру, чтобы увеличить прибыль и число произведенных поездок. Уколы особенно необходимы в часы пик и ночное время, когда бонус, выплачиваемый Uber, максимален. Маршрут, разумеется, оговаривается заранее: сиделка оставляет в системе заказ, пациент подбирает его, едет в пустой машине, а затем делит стоимость поездки с заказчиком, в глаза того не видя. В схеме также активно используются купоны на "бесплатную поездку", щедро раздаваемые каршеринговыми сервисами "новым клиентам".
Предполагается, что Uber, благодаря своей системе обильных выплат водителям, наиболее уязвим для мошенничества с заказами. Как писал Bloomberg в прошлом году, фальшивыми компания считала 10 процентов от общего числа поездок, речь идет о миллионах заказов. Кроме того, существуют сотни тысяч "водителей" (поддельных аккаунтов), которые никого никуда не возят, а только имитируют деятельность. Один человек, способный обойти систему идентификации Uber и имеющий аккаунт водителя и нескольких пассажиров, может "заказывать" и "возить" сам себя, получая деньги за каждую такую поездку. А с помощью специальных программ, фабрикующих данные о перемещениях, он при всем этом может и вовсе не выходить из дома. Китайские медиа писали о случае, когда некто в качестве "водителя Uber" зарабатывал до 10 тысяч юаней (чуть больше 1500 долларов) в месяц, даже не имея автомобиля.
Михаил Клименко