Мост взорван. Теперь пути назад действительно нет. Или в Тель-Авиве будет создана полноценная система рельсового транспорта, или те, кто принял решение о начале строительства, войдут в историю как компания разрушителей.
Мост был взорван 21 августа 2015 года в 06:20 утра. Но уже в пять утра, когда допуск журналистов к месту взрыва был прекращен, у ограды, за которую полиция вытеснила всех любопытных, собрались сотни людей, а толпа представителей прессы лишь немногим уступала той, что обычно собирается в предвыборном штабе партии-фаворита в момент публикации экзит-пулов на выборах в Кнессет.
Атмосфера на прилегающих улицах Масгер и Хашмонаим с одной стороны и Линкольн и Карлибах - с другой была нервной, взвинченной, много было нетрезвой молодежи. В этом районе, правда, в ночь с четверга на пятницу всегда не очень-то спокойно из-за большого числа баров и ночных клубов. Но объяснить такое большое число зрителей в столь ранний час одним только любопытством и тем, что в эту толпу естественным образом влились посетители баров, вряд ли возможно. Атмосфера нагнеталась задолго до этого, может быть, с прошлого четверга, когда должен был состояться взрыв, но его перенесли.
Новости о подготовке к взрыву моста напоминали фронтовые сводки. При этом постоянно подчеркивалось, как много значит в истории Израиля этот мост, простоявший без малого 40 лет. Его превратили чуть ли не в символ Тель-Авива, а его взрыв сравнивали то со сносом гимназии "Герцлия" при строительстве первого израильского небоскреба Шалом Меир, то с возведением странного фонтана на площади Цины Дизенгоф.
Позже, когда взрыв уже прогремел, журналисты спрашивали друг друга: кто и с какой целью раскручивал эту историю? Зачем понадобилось превращать хоть и не рутинную, но все-таки сугубо инженерно-строительную операцию в новость мирового значения, в которой смогли попиариться как стронники строительства трамвая, так и его противники? Из всех возможных причин уважительной казалась только одна. Нужно было как можно четче обозначить Рубикон. Точку невозврата. Залог необратимости, невозможность вернуться назад.
Все ранее сделанное в качестве такого залога выглядело неубедительно. Решение правительства, вложенные миллиарды, полным ходом идущая прокладка тоннеля на станции Эм Ха-Мошавот и в других местах. Правительства у нас слишком часто меняются, а про миллиарды можно сказать: да, это была ошибка, но не будем теперь усугублять эту ошибку. Дело в том, что идея строительства трамвая в Тель-Авиве старше моста Маарив. Ей без малого 60 лет. О трамвае говорили еще во времена Голды Меир. Да что там Голда Меир, еще британские власти признавали, что город "созрел". Но это строительство словно преследует какой-то злой рок. Только мне довелось присутствовать на двух или трех церемониях закладки "первого камня". А всего "первых камней", кажется, было семь.
Десять лет назад почти уже начали строить, даже перекопали бульвар Иерушалаим в Яффо, знаменитый своими вековыми деревьями и еще тем, что на скамейках этого бульвара собирались бомжи, алкоголики и наркоманы со всей страны. Казалось, Рубикон был перейден. Но тогдашний генеральный подрядчик - не справился. Не учел все технические трудности. Песок, плывуны, море близко, подземные воды под таким давлением, что тоннель (по сути, полая трубка), может всплыть, если не будет достаточно тяжелым. Сверху - магистральные шоссе с серьезными динамическими нагрузками... Никто в Израиле никогда ничего подобного не делал. Плюс наши вечные коррупционные скандалы. В итоге все, что вырыли, зарыли назад, приведя бульвар в первозданный вид. Алкоголики и наркоманы тут же вернулись на свои места, а вот вековые деревья, увы, не все.
Но взрыв исторического моста - это действительно необратимый шаг. В случае неудачи ему не будет оправдания. Нынешний подрядчик - государственная компания NETA. Конкретно на участке у моста Маарив работы ведет международная группа "Дения Сибус" (среди строителей в оранжевых жилетах, собравшихся рядом с площадкой для прессы слышалась английская итальянская и китайская речь), а конкретно, взрыв будет производить компания "Тамар". Везде делается упор на наличии опыта ведения таких работ.
Читайте также
- Реформа Смотрича так "помогла", что теперь надо еще что-нибудь запретить
- Пилотный проект: откажитесь от машины, и вам заплатят
- Проект "Полоса плюс" на въезде в Тель-Авив: полиция начинает штрафовать
- Придется потесниться. Ограничение на провоз велосипедов в вагонах
- "Революция" на Прибрежном шоссе: два с плюсом или два с минусом?
Удастся ли новым подрядчикам не наступить на те же грабли, пока трудно сказать, но сам взрыв прошел гладко, организованно было все очень четко, это хороший признак. Может быть, имели место излишние строгости, но так всегда кажется, когда не происходит ничего экстраординарного. В воздухе кружили сразу два вертолета, а беспилотных квадрокоптеров было вообще, как комаров. Ждали, что строительству могут помешать толпы любопытных и протестующих. Но имел место лишь один инцидент, когда какой-то чудак выбежал на крышу близко расположенного здания, и его ловили. Ждали, что "всех накроет" облако пыли, даже приготовили пожарные шланги, увлажнять воздух. Но пыли было немного. Ждали, что крысы толпами повалят из каких-то своих подземных нор, операторы всерьез готовились их снимать. Но крысы, кажется, вообще не заметили этого взрыва. Министр лично нажал на рукоятку взрывателя, раздался короткий треск...
А что было дальше, можно видеть из этого репортажа.
Вадим Найман