Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+13+8

Автомир

А
А

Парковочная реформа: стоим меньше, платим больше

Популистские государственные поправки превращаются в инструмент подорожания жизни для миллионов граждан.

10.12.2025
Источник:MIGnews.com
Фото: ShutterStock

Одна из главных проблем израильтян, наряду с войной и ростом цен, - парковочные места в городской черте. Чем более эти места востребованы, тем их становится меньше и тем они дороже, особенно в частном секторе.

Наконец даже государство решило вмешаться в эту сферу - и вмешалось, на нашу беду. Депутат от партии "Демократы" Наама Лазими при поддержке Ликуда провела закон о поминутной оплате за парковку.

Казалось бы, что может быть проще и справедливее - автовладельцы перестают переплачивать за "округленные" часы. Вот только результат оказался не просто обратным ожидаемому - он стал блестящей иллюстрацией того, как популистские государственные поправки превращаются в инструмент подорожания жизни для миллионов граждан.

Сегодня можно сказать однозначно: новая парковочная реформа - самый удачный подарок частным операторам парковок за последние годы. И одновременно - очередной скрытый налог на всех остальных.

Давайте вспомним, в какой реальности мы живем. Хронический дефицит парковочных мест в крупных городах Израиля - не временная проблема, не просчет в планировании, а системная особенность наших городов. Автомобиль - не роскошь, а жизненная необходимость, общественный транспорт работает кое-как, земля стоит дорого, а муниципалитеты давно научились превращать этот хаос в источник дохода.

В таких условиях частные парковки чувствуют себя как рыбы в воде и поднимают цены до небес. Муниципальные тарифы обычно ниже, но, если ты не житель города, сине-белая разметка тебе чаще всего недоступна. Выбор становится простым - либо накручивай круги в поисках удачи, либо плати частнику. Условия для завышения цен идеальны: спрос стабильно превышает предложение.


Государственные органы это знают, муниципалитеты это используют, частные сети этим довольны. Все честно - по крайней мере, честно в своей предсказуемости. И тут появляется депутат Лазими с благородной инициативой: отменить почасовую оплату и заставить всех брать плату поминутно.

"Хватит платить за время, которым не пользовались", - говорила она.

Звучит прекрасно. Но как только закон вступил в силу, тарифы подскочили на 30-50%.

Почему? Да потому что реальный рынок не превращается в "справедливый" одним росчерком пера. Частным операторам никто не ограничил цену за минуту. Им лишь поменяли формулу расчета. Значит цена минуты должна стать такой, чтобы итоговая прибыль не упала, а еще лучше - выросла. В итоге "борьба с округлением" стала поводом для самого заметного скачка цен за последнее десятилетие.

Тель-Авивский паркинг TLV - идеальный пример: было 20 шекелей за час, стало 30. В Раанане люди платят 35 шекелей за 30-40 минут. Парковка у больницы Рамбам дошла до 45 шекелей в час. Честнее? Справедливее? Или просто дороже?

Некоторые скажут: "Ну, это частный рынок, частник вправе поднимать цену". Да, вправе. Но государство создало для этого идеальные условия.

Во-первых, оно зарегулировало форму тарифа, но не его потолок, изменило механизм, но не структуру рынка. Это все равно, что сказать пекарне: "Хлеб продавайте ломтиками, а не буханками". Что сделает хозяин? Правильно, поднимет цену ломтика.

Во-вторых, закон обязал парковки установить системы поминутного учета - камеры, софт, автоматику. Для крупных операторов это требует дополнительных, но посильных инвестиций. А вот маленькие частные площадки, где еще можно было найти более доступную цену, оказались на грани закрытия, будучи не в состоянии нести такие расходы. Малый игрок выходит из рынка, крупный укрепляется, конкуренция падает. Результат - снова рост цен.

В-третьих, закон дает министру право устанавливать минимальный тариф. Минимальный! То есть государство не только не снижает планку, но еще и оставляет за собой возможность поднять ее. Это уже не регулирование ради потребителя, а регулирование ради стабильности доходов - своих и операторов.

И наконец, не будем забывать: муниципалитеты - тоже игроки в этом рынке. Чем выше цены частных парковок, тем легче городам поднимать собственные тарифы и штрафы, тем проще оправдать любые непопулярные меры. Когда государство одновременно судья и участник игры, потребитель неизбежно проигрывает.

Самое поразительное - то, насколько политически выгодна оказалась эта реформа. Прежде всего, она стала громким пиаром: "защита простых граждан", "борьба с хищниками", "справедливость в каждую минуту". Когда вдруг оказывается, что цены выросли, то виноваты, конечно же, жадные частники, а не законодатель.

Далее, повышение цен на парковку увеличивает сборы государства: НДС взимается с большей суммы, прибыль операторов растет, а значит, растут налоги. Формально нового налога на автомобилистов нет, но по факту они платят больше, и бюджет получает свою долю.

И наконец, контроль. Переход на точные системы учета создает базу для будущего регулирования: динамические тарифы, сборы за въезд в центр, экологические зоны и т.п. Все это станет проще внедрять, когда каждый автомобиль фиксируется и тарифицируется поминутно

Читайте также

И кто же платит за этот эксперимент? Автовладельцы - тут без вопросов.

Малый бизнес - потому что конкурентные дешевые площадки исчезают.

Пациенты и посетители больниц - потому что туда невозможно добраться без автомобиля. Горожане - потому что следующим шагом муниципалитетов будет "выравнивание цен". И все это ради того, чтобы депутат могла отчитаться о "борьбе за справедливость", а государство - получить новые доходы.

Нет, парковочная реформа Лазими - не ошибка. Это симптом. Симптом государства, которое хочет выглядеть защитником граждан, но на деле регулирует рынок так, чтобы выигрывали сильные игроки и государственная казна.

Тем временем, депутат Лазими с возмущением обнаружила, что ее закон о поминутной оплате спровоцировал скачок цен, и заговорила о новых поправках к законодательству. Похоже, у нее еще много идей, как сделать нашу жизнь справедливее и дороже.

Готовим кошельки?..

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке