Тезисы статьи в Le Monde
Паника в автомобильной отрасли напомнила времена пандемии COVID-19. Только теперь причиной стал не вирус, а компания Nexperia, поставляющая более 40% электронных компонентов (диоды, транзисторы, стабилизаторы напряжения и т. д.), используемых в европейском автопроме.
"Несколько заводов остановятся уже на следующей неделе", - предупреждает Пьер Рошфрет, вице-президент по продажам компании Robert Bosch France.
В Германии уже объявлены остановки производства на предприятии Volkswagen в Вольфсбурге, где выпускаются модели Golf и Tiguan. По словам представителя компании, речь пока идет "о ревизии складских запасов", а не о дефиците комплектующих, однако "исключать краткосрочные последствия невозможно". Проблема, отмечают эксперты, выходит за рамки автомобильной промышленности и затрагивает также станкостроение.
На заводе Stellantis в Сошо (департамент Ду) производство остановлено, сотрудники переведены на неполный рабочий день до понедельника, 27 октября, из-за проблем с поставками коробок передач - "не связанных с Nexperia", уточняет компания, тем самым выигрывая время. В Renault создана "мониторинговая группа": "Мы ежедневно контактируем с нашими поставщиками, чтобы найти альтернативные решения и обеспечить непрерывность производства", - заявляют в компании, добавляя, что "на данном этапе влияние ситуации остается ограниченным". Valeo, со своей стороны, утверждает, что "обеспечена поставками на ближайшие недели".
Невероятный
История невероятна. Компания Nexperia возникла в Неймегене (Нидерланды) как подразделение концерна Philips. В 2017 году она была выкуплена китайской инвестиционной компанией Jianguang Asset Management за 2,7 миллиарда долларов (2,3 миллиарда евро), а в 2019-м продана холдингу Wingtech, принадлежащему бизнесмену Чжан Сюэжэну (по прозвищу "Винг"), за 3,7 миллиарда долларов.
Wingtech имеет производственные площадки в Китае, Малайзии, на Филиппинах, в Германии и Великобритании. Компания насчитывает 12.500 сотрудников по всему миру, из них около 400 работают в Нидерландах. Основное производство микросхем для автомобильной промышленности расположено в провинции Гуандун (КНР). "Этот завод обеспечивает около 70% мощности по финальной сборке и тестированию Nexperia", - поясняет аналитик швейцарского банка UBS Патрик Хуммель, специалист по автомобильному сектору. По его оценкам, "40% продукции Nexperia, продаваемой за пределами Китая, производится именно на этом заводе". Теперь же китайские власти заблокировали экспорт продукции Nexperia, и проблема в том, что ни у автопроизводителей, ни у поставщиков нет запасов.
"Никто не предвидел такого риска"
"Никто не предвидел такого риска", - признает Пьер Рошфрет. Хотя Nexperia - крупнейший игрок в своем секторе, она не единственная. Продукция компании ранее никогда не считалась стратегической или чувствительной. Теперь поставки придется перенастраивать, но, как объясняет Патрик Хуммель, сертификация альтернативных компонентов занимает несколько месяцев. Такие компании, как Bosch и Valeo, уже работают над другими вариантами, которые их клиенты должны будут одобрить. Еще одно осложнение: некоторые компоненты отправляются из Германии или Великобритании для упаковки на китайских предприятиях Nexperia - и эти поставки теперь также могут быть заблокированы.
Президент Германской автомобильной федерации Хильдегард Мюллер заявила 21 октября, что ситуация может "привести к серьезным ограничениям или даже остановке производства в ближайшем будущем". Исполнительный директор Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA) Сигрид де Фрис опасается, что ситуация "очень быстро может принять драматический оборот". Ассоциация японских автопроизводителей также подняла тревогу: "Этот инцидент серьезно повлияет на производство наших членов".
Как же все началось? Конфликт возник между правительством Нидерландов и компанией Nexperia. 1 октября европейские члены совета директоров компании обратились в торговый суд Амстердама с просьбой временно отстранить ее руководителя Чжан Сюэжэна и назначить независимого представителя. 7 октября суд удовлетворил запрос. В ответ временное правительство Нидерландов решило, что компания не сможет принимать решения без его одобрения, сославшись на закон 1952 года - никогда ранее не применявшийся, - который позволяет властям вмешиваться в случае серьезных угроз национальному снабжению или безопасности, в том числе в военное время.
Обвинения в переводах "иностранным организациям"
Согласно опубликованным нидерландской прессой документам, совет директоров действовал из опасения, что "Винг" перекачивает средства Nexperia в пользу WingSkySemi - другой полупроводниковой компании, созданной им в Шанхае. Он якобы размещал там заказы, в которых Nexperia не нуждалась. В официальном письме депутатам министр экономики Винсент Карреманс обвинил "Винга" в переводе производственных мощностей и средств "в пользу иностранных структур, не связанных с Nexperia", а также в назначении подставных лиц на ключевые посты.
Газета NRC также сообщила, что Чжан Сюэжэн ранее был оштрафован на 1 миллион евро китайским регулятором рынка ценных бумаг (China Securities Regulatory Commission) за сокрытие некоторых сделок. В 2005 году он провел семнадцать месяцев в тюрьме за кражу производственных секретов у своего первого работодателя. Кроме того, предприниматель получал штрафы за нарушения экологического законодательства. По оценке Forbes, его состояние составляло 2,7 миллиарда долларов в 2022 году, но с тех пор сократилось примерно вдвое.
Однако "Винг" не смирился. После решения нидерландских властей он обратился за помощью к Пекину. 19 октября он написал в сети WeChat, что стал жертвой "дискриминации китайских компаний" и "геополитических предубеждений нидерландского правительства".
Читайте также
"Экономический бандитизм"
Китайская торговая палата в Европе, базирующаяся в Брюсселе, назвала действия Гааги "актом современного экономического бандитизма". Руководство Wingtech заявило в СМИ, что приказало персоналу Nexperia игнорировать любые распоряжения, поступающие не из Китая.
За этим китайско-нидерландским конфликтом ясно просматривается тень торговой войны между Китаем и США. Оказывал ли Вашингтон давление на голландское правительство? Выступая перед депутатами, министр Винсент Карреманс уверял, что решение было принято "без давления и консультаций с какой-либо страной".
Тем не менее с конца 2024 года Wingtech находится в списке компаний, подпадающих под торговые ограничения США, и Вашингтон угрожал включить туда и ее дочернюю структуру Nexperia. Чтобы избежать этого, как пояснили американцы голландскому правительству еще в июне, директора необходимо было отстранить от управления.
С учетом последствий для европейской автомобильной промышленности нидерландская дипломатия вынуждена действовать. По словам Карреманса, "контакты очень интенсивные". Премьер-министр Дик Схооф подчеркнул, что отстранение руководителя "не является актом, направленным против Китая". Министр торговли КНР Ван Вэньтао, выступающий за "стабильность глобальных цепочек поставок", может вскоре прибыть в Брюссель. Промышленники затаили дыхание в ожидании дипломатического решения, от которого зависит судьба европейского автопрома.