Рекордные продажи электромобилей в мире стали возможным благодаря одновременному "взрыву" спроса в ключевых регионах: американские покупатели спешили воспользоваться налоговыми кредитами, в Великобритании способствовали сезонные факторы и новые регистрационные номера, а Южная Корея зафиксировала рекордные импорты Tesla, Hyundai, Kia и BYD, сообщает Rho Motion.
За девять месяцев 2025 года общий объем продаж EV в мире достиг 14,7 млн, что на +26% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Вот как выглядит разделение по регионам (январь-сентябрь 2025 против 2024 года):
• Мир: 14,7 млн, +26%
• Китай: 9,0 млн, +24%
• Европа: 3,0 млн, +32%
• Северная Америка: 1,5 млн, +11%
• Остальной мир: 1,2 млн, +48%
Европа: стабильный рост под влиянием стимулов
В европейском регионе сентябрь оказался сильным месяцем: было продано около 427 тысяч электромобилей, что на 36 % больше, чем год назад и на 55 % больше, чем в августе.
В Великобритании BEV (полностью электрические авто) выросли на ~ 30% в годовом исчислении, а PHEV - почти на 60%, что усилило общий рыночный импульс благодаря программе Electric Car Grant и сезонному спросу перед выпуском новых регистрационных номеров.
В Германии власти уже приняли новую программу на 3 млрд евро, которая стартует в следующем году и должна стимулировать приобретение и лизинг электромобилей для домохозяйств со средним и низким доходом.
Италия и Испания также продолжают показывать существенный рост: итальянский рынок увеличился на две трети, а в Испании продажи EV даже удвоились по сравнению с прошлым годом.
Северная Америка: импульс перед уходом стимулов
В США сентябрь стал вторым подряд месяцем рекордных продаж EV - и это во многом из-за спешки потребителей, которые пытались воспользоваться федеральными налоговыми кредитами до их окончания 30 сентября.
Спрос подскочил на 66 % в годовом сравнении, поддерживаемый как кредитами 30D (для ~20 моделей BEV), так и 45W (коммерческие/арендные стимулы).
Однако с потерей этих стимулов спрос в четвертом квартале ожидается существенно меньше. Уже сейчас несколько производителей реагируют: Hyundai снизила цены, GM приостановила одну смену на своем заводе в Теннесси, Mercedes приостановил производство четырех EV-моделей, Volkswagen остановит производство ID.4 в Теннесси в конце октября, а Nissan вообще отменил планы выпуска EV в США.
Китай: двигатель мирового рынка
Китай продолжает быть главным двигателем глобального рынка EV - в сентябре здесь реализовано около 1,3 млн единиц. Рост BEV составил 28% год к году, до более 800 тыс., в то время как рынок PHEV уменьшился на 2 %.
В течение девяти месяцев 2025 года Китай продал почти 9 миллионов электрокаров (рост 24% год к году), что подчеркивает роль страны как самого мощного и конкурентного рынка EV в мире.
Что это все значит: анализ и вызовы
1. Налоговые стимулы как катализатор пика спроса
В США стимулы были ключевым двигателем сентябрьского всплеска - впрочем, потеря этих льгот уже дает сигналы об ослаблении спроса в Q4.
2. Зависимость от политики и поддержки
В Европе и Китае стимулирование остается важным фактором. Без поддержки правительств риски застоя становятся реальными.
3. Сокращение производства в США как предвестник корректировок
Автопроизводители уже корректируют производственные графики из-за ожидаемого снижения спроса - это может привести к ограничению ассортимента EV-линеек в Соединенных Штатах.
4. Китай - оплот стабильного роста
Даже когда большинство рынков почувствуют замедление, китайский спрос - особенно на BEV - может компенсировать спад в других регионах.
5. Контраст региональных рынков
Европа и Китай демонстрируют стабильный рост. В Северной Америке - резкое усиление перед "обвалом".
Читайте также
Прогноз: что будет дальше
• В четвертом квартале 2025 года ожидается некоторое торможение роста EV в США из-за потери налоговых льгот.
• Автопроизводители могут углубить вливания в стимулирующие меры, скидки или производственные ограничения, чтобы сохранить рентабельность.
• В Европе перспективными остаются новые субсидии, обновление программ поддержки и фокус на более доступные модели, особенно для среднего класса.
• Китай, вероятно, продолжит рост, особенно для BEV-сегмента, и сможет частично компенсировать спады в других регионах.