Современные автомобили все больше напоминают смартфоны: обновления программного обеспечения теперь приходят "по воздуху" - через OTA (Over-the-Air). Эта технология позволяет автопроизводителям удаленно устанавливать новые функции, исправлять ошибки и повышать безопасность без посещения сервиса.
Владельцу достаточно подключить машину к интернету, и за несколько минут система обновится. Однако за удобством скрываются и риски: не все обновления идут на пользу, а некоторые могут даже снижать характеристики авто - и делается это без ведома владельца.
Технология OTA уже активно используется такими брендами, как Tesla, BMW, Mercedes, Audi и Volkswagen. Например, в Audi через платную подписку можно включить LED-матричные фары, навигацию или парковочный ассистент - зачастую они "заморожены" в железе. За год использования таких фар придется заплатить около 260 евро, а за бессрочное использование - более 1300 евро. Навигация - от 600 до 3000 евро в зависимости от срока. Все это активируется удаленно, через личный аккаунт владельца, без посещения дилера. Это удобно, но превращает автомобиль в "торговую площадку" - где даже базовые функции становятся товаром.
Однако главная проблема - в отсутствии прозрачности. Производители могут проводить обновления без уведомления владельца. Так, в 2019 году у владельцев Tesla внезапно снизилась дальность хода и увеличилось время зарядки - после тихого OTA-апдейта. Более того, такие обновления могут использоваться для обхода официальных отзывных кампаний.
Читайте также
Недавно в такой хитрости уличили китайского производителя Xpeng. Если дефект связан с программным обеспечением, вместо публичного уведомления и записи в реестр производитель может просто "подправить" код - и никто, кроме самого автопроизводителя, не узнает, что была угроза безопасности.
Эксперт ADAC Арнульф Тимель уверен в необходимости полной прозрачности со стороны автопроизводителей. Владелец должен знать, что именно устанавливается в его авто, и иметь право отказаться от обновления без потери функций. Также автомобиль должен быть надежно защищен от взлома ПО - например, с помощью международного стандарта Common Criteria, который проверяет безопасность на уровне исходного кода. Пока большинство производителей избегают независимой сертификации. OTA-обновления - это будущее, но только если оно будет работать на пользователя, а не против него.